Конструкторы космической одежды обо всем этом отлично осведомлены. По словам заместителя главного конструктора НПП «Звезда» Сергея Федоровича Позднякова, попытки создания скафандра, который бы не изменял своего объема в космическом вакууме, предпринимались еще в конце 60-х годов прошлого столетия.
Чего уж только специалисты не придумывали! Дело доходило даже до того, что были попытки создания цельнометаллических скафандров, наподобие тех костюмов, что носили средневековые рыцари. Однако такой скафандр получается громоздким и неудобным, надеть его можно лишь с посторонней помощью, а подвижность опять-таки оставляет желать лучшего.
В итоге пришлось остановиться на комбинированной схеме кирасного типа. Жесткие вставки в скафандр есть лишь в районе грудной клетки, а рукава и штанины выполнены мягкими, чтобы их можно было сгибать. Кроме того, в тех же «Орланах» предусмотрена возможность регулировать длину этих элементов, чтобы одним и тем же скафандром могли пользоваться люди разного роста.
В итоге получилась в общем-то неплохая конструкция, которой ее разработчики заслуженно гордятся.
К настоящему времени выпущено пять модификаций «Орланов», в которых совершено уже более 120 парных выходов в космос общей продолжительностью свыше 1000 часов. Причем даже американские астронавты вовсе не прочь надеть именно «Орлан», поскольку влезть в него (космонавты говорят «войти», поскольку действительно входят в скафандр через люк на спине) проще, чем в американский аналог, и работать несколько легче.
Сейчас идет работа над созданием скафандров, сотканных без единого шва на кевларовом каркасе. Они позволят космонавтам двигаться намного свободнее, чем современные.
Станислав ЗИГУНЕНКО
ГОРИЗОНТЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Магия прикосновений
Много ли пользы от персонального компьютера без клавиатуры, мыши и монитора? С «волшебным» столиком Milan они не нужны.
Milan похож на обычный журнальный стол. Тем не менее, прикосновением к его столешнице можно делать то, на что не способны сейчас никакие другие периферийные устройства компьютера.
Вот как продемонстрировал журналистам возможности этой разработки компании Microsoft один из ее авторов Джефф Гаттис. Он положил на поверхность столика цифровую фотокамеру. Тотчас же по столешнице растеклись кадры, неведомым образом извлеченные из памяти фотоаппарата. Гаттис касался пальцем то одной, то другой из них, и они послушно скользили за пальцем по столу. Двумя пальцами он брал фотографии за углы и растягивал до нужного размера…
Потом Гаттис положил на столешницу мобильник и перетащил несколько фотографий прямо в него — они послушно перегрузились в память телефона. Все это напоминало трюки иллюзиониста, который руками перемещал виртуальное содержание между реальными, физическими объектами.
Однако секрет здесь, конечно, не в ловкости рук, а в возможностях современной техники. Главный компонент такой системы — экран «мультитач» — разновидность сенсорного экрана, который реагирует на прикосновения пальцев и выполняет подаваемые ими команды. В результате появляется возможность довольно сложных действий — захвата, растягивания, поворота и скольжения виртуальных объектов по поверхности.