×
Traktatov.net » Тайные операции Второй мировой » Читать онлайн
Страница 38 из 189 Настройки

1 мая 1944 года Харламов докладывал начальнику ГРУ о том, что он получил от британского штаба официальное письмо, в котором изложена просьба о передаче англичанам из захваченного у немцев вооружения одного танка типа «пантера», одного самоходного 88-мм орудия на шасси «пантера», одной самоходной пушки «ферди-нанд» и одной 105-мм штурмовой гаубицы.

В 1944 году Н. М. Харламов стал вице-адмиралом. Он настойчиво добивался реализации решений Тегеранской конференции, занимался вопросами подготовки английских войск к высадке на севере Франции, активизировал выполнение англичанами обязательств в области поставок вооружения и военных материалов в Советский Союз, использовал свои возможности для сбора сведений о противнике.

Значительный интерес представляли донесения Харламова, подготовленные на основе материалов, которые сотрудники миссии регулярно получали в военном министерстве и министерстве экономической войны.

В первой половине 1944 года из британского военного министерства сотрудники миссии Харламова получали полное расписание германской армии, в котором в обобщенном виде излагались сведения, добытые британской военной разведкой о дислокации германских войск на Восточном и Западном фронтах, данные о составе, дислокации, укомплектованности и вооружении венгерской, румынской и финской армий, сведения о перебросках немецких соединений на Европейском театре войны.

В начале каждого месяца в ГРУ поступало объемное донесение Харламова, которое начиналось такими словами: «...Главному Директору. Докладываю изменения в боевом составе, дислокации и организации войск немецкой армии за прошедший месяц по данным военного Министерства Великобритании...»

Во время разработки в Генеральном штабе плана операции «Багратион» сведения, поступавшие от Харламова, имели особую ценность, так как дополняли данные о противнике, полученные советской военной разведкой от других источников.

Следует отметить, что иногда данные, добытые военной английской разведкой, устаревали в процессе сравнительно короткого периода их обработки в британском военном ведомстве. В таких случаях, как и просил Харламов, из Центра в миссию поступала оценка начальника ГРУ, в которой сообщалось о том, что те или иные германские дивизии, по данным советской военной разведки, уже находятся на других участках фронта.

По мере приближения решающих событий на Восточном фронте, требования начальника ГРУ к данным, которые Харламов направлял в Москву, возрастали.

19 апреля 1944 года Ильичев сообщал Харламову:

«Сведения, полученные вами от англичан, являются устаревшими и ценности не представляют. Они уже поступали к нам от англичан и чехов. Сообщенные англичанами сведения основываются, как правило, на предположениях, а не на фактах, причем англичане упорно игнорируют сообщавшиеся им наши достоверные данные о наличии на нашем фронте 1,18 и 25 венгерских пехотных дивизий. Данные англичан о расформировании 7 румынской кавалерийской дивизии оказались неверными. Эта дивизия действует на нашем фронте.

В связи с полученными от вас сведениями по немецкой армии желательно: