×
Traktatov.net » Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги » Читать онлайн
Страница 21 из 93 Настройки

Мы видим, что понятие «выгодности» напрямую зависит от того, что именно является ограничением для бизнеса. Пока таковым было ваше время, Маша считалась более выгодным клиентом, но как только возникла проблема с поставкой препарата – им стала Люба.

Предприятия постоянно сталкиваются с тем, что определенные станки не справляются с нагрузкой, в то время как остальные задействованы только на 50 % своей мощности. Получение максимальной прибыли в таких условиях становится неочевидной задачей, полностью противоречащей общепринятым принципам планирования производства.

Теория ограничений играет существенную роль и в мире финансов.

• В 2009 году я встречался с представителями московского офиса крупнейшего швейцарского банка UBS. Наши взгляды на перспективы рынка облигаций, процентные ставки и ожидаемый уровень инфляции полностью совпадали. Тем не менее «Совкомбанк» покупал «короткие» облигации (с погашением до трех лет), а UBS – «длинные» (с погашением от трех до семи лет). «Длинные» бумаги обычно являются более доходными. Но в случае падения рынка они могут потерять в цене гораздо больше. Для UBS такие потери не страшны – они всегда могут рассчитывать на помощь материнского банка. А мы должны избегать убытков. Для нас величина потенциальных потерь – реальное ограничение. Поэтому мы были вынуждены покупать малодоходные, но зато менее рискованные бумаги.

Инвесторам надо хорошо разбираться, что является ограничением для роста мировой экономики.

• Кончится когда-нибудь нефть или нет? Ответ на этот вопрос принципиально важен для нефтедобывающих стран и, в частности, для России. Некоторые утверждают, что потребление нефти растет такими темпами, что не за горами момент, когда будут исчерпаны основные месторождения и добыча начнет неуклонно снижаться. Их точка зрения отражена на диаграмме ниже.

Согласно этой диаграмме добыча нефти должна расти до 2012 года, а затем будет неуклонно падать.

С другой стороны, утверждают, что запасы нефти практически неисчерпаемы. Вопрос только в ее цене и скорости технологического прогресса. «Доказанных» запасов нефти – тех, которые выгодно разрабатывать уже сегодня, – 1,4 трлн баррелей. При текущем уровне потребления в 32 млрд баррелей в год их хватит на 40 с лишним лет. Но в реальности нефти гораздо больше.

Глава крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco заявил[18] в 2006 году следующее:

«Помимо доказанных запасов в 1,2 трлн, мы получим 1 трлн баррелей от еще не разведанных месторождений. Улучшение технологий даст миру еще один триллион баррелей за счет уменьшения уровня потерь при разработке известных месторождений. Из нетрадиционных источников можно будет получить еще 1,5 трлн баррелей. Всего мы имеем почти 5 трлн баррелей запасов. Таким образом, нефти хватит еще на 140 лет при текущем уровне потребления. И это не считая горючих сланцев»[19].

В 2011 году он же оценил потенциальные запасы нефти в мире уже в 15 трлн баррелей. То есть запасы «черного золота», с его точки зрения, безграничны. Мы разделяем именно эту точку зрения – на нашем веку нефти будет предостаточно. Прекрасным предисловием к подобному спору является книга Дэниела Ергина «Добыча»