В связи с ознакомлением с показаниями свидетелей, я припоминаю, что во второй половине марта 1943 года каратели команды Дирлевангера, в том числе рота Барчика под вечер по тревоге выезжала на карательную экспедицию против партизан. Поскольку у меня болела рука, в этом выезде я не участвовал. Если не ошибаюсь, в связи с отбытием команды меня оставили суточным наряда, как больного.
Когда команда возвратилась с карательной экспедиции в Логойск, кто-то из карателей рассказывал мне, что они вели бой против партизан, убили женщину-партизанку, расстреляли лесорубов.
Спустя некоторое время, когда наша команда выезжала в Плещеницы для угона населения в Германию, и, проезжая по шоссе Логойск — Плещеницы, около дер. Козыри кто-то из карателей мне говорил, что здесь были расстреляны лесорубы.
Насколько мне помнится, в выезде на эту операцию участвовали все каратели взвода Мельниченко, за исключением лиц, оставленных в суточном наряде.
Вопрос. Кто вместе с вами был оставлен в наряде во время выезда на карательную экспедицию в Хатынь и Козыри?
Ответ. Вместе со мной в наряде было оставлено несколько немцев, фамилий их не знаю, пожилого возраста. Кроме немцев, были еще и каратели взвода Мельниченко, но кто, теперь не помню.
Вопрос. Вам зачитаны выдержки из протокола допроса Граборовского Феодосия Филипповича от 20 мая 1961 года, который назвал вас в числе участников расправы над жителями дер. Хатынь и Козыри. В чем выражалось ваше участие в расправе над жителями этих деревень?
Ответ. Из зачитанной мне выдержки из показаний Граборовского Феодосия Филипповича от 20 мая 1961 года видно, что Граборовский назвал меня как участника расправы.
По существу показаний Граборовского я могу пояснить только то, что в м. Логойск я приехал из госпиталя, откуда был выписан по приказу Дирлевангера в состоянии неполного выздоровления. Первые двадцать дней пребывания в м. Логойск я на карательные операции не выезжал. Если не ошибаюсь за давностью времени, первым моим выездом на карательную экспедицию из мест. Логойск был выезд в дер. Ляда Логойского района, о чем мною даны показания на предыдущих допросах. Мог я участвовать на выезде в дер. Чудиничи 29 марта, но в дер. Хатынь и Козыри не был.
Вопрос. Обвиняемый Тупига Иван Евдокимович на допросе 13 июля 1961 года назвал вас в числе участников расправы над жителями дер. Хатынь и Козыри. Выдержка из его показаний вам зачитана. Вы подтверждаете показания Тупиги?
Ответ. Выдержка из протокола допроса Тупиги Ивана Евдокимовича мне зачитана.
Тупига, так же как и Граборовский, ошибается в своих показаниях, называя меня в числе участников расправы в дер. Хатынь и Козыри. На карательной экспедиции в дер. Хатынь и Козыри я лично не участвовал и подтвердить показания Тупиги не могу.
Вопрос. Что вам известно о ранении и пребывании в госпитале карателя Уманец?
Ответ. По этому вопросу я ничего показать не могу, т. к. теперь не помню […].
>Хатынь. Трагедия и память. Минск, 2009 г. сс. 53–76.