В течение сентября советская авиация совершила на этом направлении около 10 тыс. самолето-вылетов. При этом до 80% ее сил направлялось на борьбу с 1-й и 2-й танковыми группами немцев и уничтожение их переправ на реках Десна и Днепр. Однако превосходство врага было подавляющим, и решить эти задачи полностью не удалось. Продолжая развивать наступление, фашистские войска 9 сентября окружили в районе Киев, Прилуки, Пирятин часть войск Юго-Западного фронта.
В окружении оказались также командование и штаб военно-воздушных сил фронта, а также личный состав некоторых авиационных дивизий. Заместитель командира 62-й бомбардировочной авиационной дивизии генерал Г. И. Тхор, попав в окружение в районе города Пирятин, возглавил группу офицеров и сержантов тыла ВВС и с боями стал выводить их из окружения. В неравном бою с превосходящими силами врага он был тяжело ранен и в бессознательном состоянии взят в плен.
В берлинской гестаповской тюрьме гитлеровцы всяческими способами склоняли генерала Тхора к измене Родине. Но патриот Отчизны остался верен ей и развернул большую работу среди военнопленных. В лагере Хаммельбург генерал Тхор возглавил деятельность подпольной организации советских офицеров и генералов. Под его руководством подпольный комитет в условиях жестокого фашистского террора организовал празднование 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и готовил военнопленных к массовому побегу из плена.
По материалам немецкого архива известно, что в декабре 1942 г. генерал Тхор, закованный в кандалы, был переведен в Нюрнбергскую тюрьму, где подвергался зверским пыткам и истязаниям, а затем был перевезен в концентрационный лагерь Флоссенбург под особый режим гестапо. Фашистам никакими пытками и истязаниями не удалось сломить волю советского воина-коммуниста. В январе 1943 г. генерал Тхор был расстрелян. Его безграничная преданность Родине, верность военной присяге и в наши дни служит ярким примером для всех воинов Советских Вооруженных Сил. Приказом Министра обороны СССР генерал Г. И. Тхор навечно зачислен в списки первой эскадрильи бомбардировочного авиационного полка, в котором он служил.
* * *
Боевые действия на подступах к Одессе начались 10 августа. Советская авиация на этом направлении была малочисленной и уступала противнику в 4 5 раз. Отдельная Приморская армия имела лишь один 69-й истребительный авиационный полк в составе 30 самолетов. Небольшими силами здесь действовали ВВС Черноморского флота и авиаотряд Гражданского воздушного флота.
В боях под Одессой особенно отличились командир 69-го истребительного авиационного полка майор Л. Л. Шестаков и комиссар полка батальонный комиссар Н. А. Верховец. Они лично совершали по 4 - 5 вылетов в день и своими смелыми действиями воодушевляли летчиков на подвиги. 9 августа группа истребителей, возглавляемая майором Шестаковым, после штурмовых действий по войскам в районе Катаржино завязала бой с 12 Ме-109 и 9 из них сбила, не имея своих потерь. Самоотверженность, отвагу и героизм проявили также военком эскадрильи старший политрук С. А. Куница, командиры звеньев старший лейтенант А. Т. Череватенко и лейтенант В. А. Серогодский, командиры эскадрилий старшие лейтенанты П. Б. Полоз и А. А. Елохин, летчики лейтенанты А. В. Алелюхин и И. Г. Королев, заместитель командира полка капитан Ю. Б. Рыкачев.