Советский Союз не мог безразлично относиться к военным событиям, происходившим вблизи его дальневосточных границ. Тем более что японский империализм на протяжении многих десятилетий был постоянным источником агрессии в Азии и являлся злейшим врагом нашей Родины.
Чтобы быстрее ликвидировать оставшийся очаг второй мировой войны, обеспечить безопасность своих дальневосточных границ и помочь народам Азии в их освободительной борьбе, Советский Союз 8 августа 1945 г. объявил войну Японии. Наша страна пунктуально выполнила принятые на Ялтинской конференции обязательства: по истечении двух-трех месяцев после победы над гитлеровской Германией оказать помощь союзникам в разгроме милитаристской Японии.
На Дальнем Востоке нашим сухопутным войскам и авиации предстояло действовать в необычных условиях. Обширные пространства сухопутной части театра находятся в различных климатических поясах. На пути советских войск лежали массивные горные хребты, пустыни, широкие реки, дикая тайга. Дорожная сеть развита слабо. Во многих районах почти совсем отсутствуют хорошо наблюдаемые с воздуха естественные ориентиры.
К началу военных действий на территории Маньчжурии, Кореи и Внутренней Монголии располагалась Квантунская армия, которая являлась лучшим оперативно-стратегическим объединением японских сухопутных войск. Кроме того, здесь были сосредоточены войска марионеточного правительства Маньчжоу-Го и монгольского князя Де Вана. Всего на этом театре военных действий войска противника имели 1,2 млн. человек, 1155 танков, 5360 орудий{247}. У советской границы японские войска создали развитую систему укрепленных районов.
Авиационная группировка противника состояла из семи авиационных бригад и девяти отдельных авиационных отрядов, входивших во 2-ю и 5-ю воздушные армии, которые базировались в Маньчжурии и Корее и насчитывали около 2 тыс. самолетов, в том числе 600 бомбардировщиков, 1200 истребителей, более 100 разведчиков и до 100 машин вспомогательной авиации.
Ставка ВГК, планируя военные действия на Дальнем Востоке, преследовала цель разгромить Квантунскую армию, принудить японское правительство к капитуляции и вернуть нашей Родине Южный Сахалин и Курильские острова. Для решения этих задач были привлечены Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты{248}, Тихоокеанский военно-морской флот, а также Краснознаменная Амурская военная речная флотилия. Наши войска превосходили противника по живой силе в 1,2 раза, по орудиям - в 4 и танкам - в 6 раз.
Группировка советских ВВС, выделенная для участия в боевых действиях, включала 12-ю воздушную армию Забайкальского фронта, 9-ю воздушную армию 1-го Дальневосточного фронта и 10-ю воздушную армию 2-го Дальневосточного фронта (командующие маршал авиации С. А. Худяков и генералы И. М. Соколов и П. Ф. Жигарев). В общей сложности советские ВВС имели 2945 боеготовых самолетов (1573 истребителя, 740 бомбардировщиков, 479 штурмовиков и 153 разведчика) и по численности превосходили противника в 1,5 раза. Если же учесть 1131 боеготовый самолет морской авиации, то наше преимущество в воздухе было еще более ощутимым.