×
Traktatov.net » Русская эмиграция и гражданская война в Испании 1936–1939 гг. » Читать онлайн
Страница 11 из 110 Настройки

Большевистский переворот в России окрылил испанских левых. Они наконец увидели реальные последствия революционной деятельности. В очередной раз по всей Испании прокатилась волна забастовок и резко возросла активность леворадикальных организаций. После образования Коммунистического Интернационала (далее Коминтерн) в 1919 г. наметился численный рост испанских последователей Ленина. В апреле 1920 г. была образована Испанская коммунистическая партия во главе с Гарсией Кехидо.

Летом 1921 г. в Испании разразился новый кризис, вызванный сокрушительным поражением испанских войск во главе с генералом Сильвестре под Аннуаллем в марокканской области Рифф. У этого местечка риффские повстанцы разгромили 15-тысячный испанский корпус. Одними убитыми испанцы потеряли 12 981 человек, а также почти все свое тяжелое вооружение[65]. Это поражение способствовало усилению антимилитаристских настроений среди населения. Под давлением общественности была создана особая правительственная комиссия для расследования причин аннуальской катастрофы.

Для предотвращения леворадикальных волнений войска генерала Мигеля Примо де Риверы в Каталонии подняли вооруженный мятеж против правительства 13 сентября 1923 г. Через два дня Примо де Ривера образовал военную директорию. Его правление принесло некоторую стабильность в жизнь Испании. Повысился уровень производства в некоторых отраслях промышленности. В качестве министра финансов диктатором в правительство был приглашен молодой и популярный лидер монархистов Хосе Кальво Сотело. Король Испании называл Примо де Риверу «моим Муссолини», но диктатор имел мало общего с главой итальянского правительства, а в некоторых вопросах проявлял недопустимую халатность, что и стало причиной для его ухода в отставку.

После ухода «сильного человека» король Альфонс пытался некоторое время править страной, как будто ничего и не изменилось. Но сразу после ухода де Риверы по стране стали с новой силой распространяться антимонархические настроения, в Каталонии усилились позиции сепаратистов. Волнения в стране разжигали и испанские интеллектуалы. Так, к примеру, уже в конце 1930 г. испанский философ-идеалист Хосе Ортега и Гассет заявил: «Испанцы! Вашего государства больше не существует! Нет монархии!»[66].

Ситуация в стране накалялась… Республиканцы начали готовить антиправительственный заговор с целью свержения короля. К заговору примкнула и часть молодых офицеров-республиканцев. Выступление было назначено на 12 декабря 1930 г., но затем перенесено на 15 декабря. Однако 12 декабря все же восстал гарнизон в городке Хака, возглавляемый молодыми обер-офицерами. На следующий день мятежники были разбиты правительственными войсками, а 14 декабря главари мятежников Фермин Галан и Анхель Гарсия Фернандес были расстреляны. Преждевременное выступление в Хаке лишило мятежников фактора внезапности, и практически не было предпринято других попыток вооруженного восстания. Основные лидеры заговорщиков были арестованы.

Неудавшийся мятеж тем не менее повлек за собой смену правительства и спровоцировал короля на проведение муниципальных выборов. Они были назначены на 12 апреля 1931 г. Этот день стал отправной точкой в грядущих кровавых событиях в Испании. Муниципальные выборы превратились в плебисцит против монархии. По точному определению тогдашнего главы испанского правительства адмирала Аснара: «Испания уснула монархической, а проснулась республиканской»