Даже на этом, сравнительно молодом, дереве кора достигала в толщину почти метр. Граждане несколько облегчили свою задачу, врубаясь в ствол вдоль трещин. Пятеро из них совместными усилиями отрывали от ствола большой кусок коры, потом распиливали его на части. Бус и Карлот сначала взялись за пилу, но потом отошли в сторонку, предоставляя остальным возможность освоиться со своей будущей работой.
Бус и Карлот присоединились к Джефферу, оставшемуся в ГРУМе.
— Вроде, пока они справляются.
В кабине рев главного двигателя напоминал далекий вой какого-то зверя, но снаружи шлюза этот рев просто оглушал. Полупрозрачное голубоватое пламя вырывалось из главного сопла ГРУМа. Кору дерева волнами омывало жаром.
Глаза Карлот расширились от ужаса. Разер подтолкнул ее к внутренней кроне и сам последовал за ней. Сразу за ними плыл Бус.
Когда шум немножко уменьшился, они остановились. Грубая кора поглощала звук.
— Какой шум, просто невероятно! — прокричал Бус. — Проклятие, что за штука этот ГРУМ, посланец со звезд?
— Джеффер говорит, он прибыл сюда на межзвездном корабле. Мой отец никогда не видел «Дисциплину». — Это было самой настоящей правдой, кто бы ни приходился Разеру отцом. — Но он видел звезды. Они в самом деле существуют.
— Я боюсь этого. Но верю вам. Смотрите, шум выгнал из коры жучков! Пора приступать к работе.
При помощи своего выточенного из ветви мачете Бус проделал дырочку в одной из медовиц. Внутренности ее разделяли небольшие перегородки, и в каждой из маленьких клеточек содержался рыжий, липкий мед.
Бус провел лезвием по коре и вдруг вспомнил.
— Кстати, в мешке еще может остаться несколько шершней, — пояснил он Разеру. — Если ты будешь их несколько дней так трясти, они сначала попытаются ужалить тебя через мешок, а потом умрут. Но все же будь осторожней. А теперь делай мазки на коре так, чтобы получилась дорожка двух метров в ширину. Немножко поближе, ты зря тратишь мед. И пошире, иначе жучки могут сбиться с дороги.
Разер всегда считал, что неплохо лазает, но сейчас оказался в несколько ином положении. Он с трудом цеплялся за дерево: мешали мешки, которые он нес. Бус и Карлот спускались головой вниз, и Разер бы уже остался далеко позади, если бы Бус не останавливался время от времени, чтобы пометить кору медом.
Когда Солнце достигло своего нижнего пика и между трещинами коры пролегли обманчивые тени, «лесорубы» решили сделать небольшой привал. Год шел на убыль, Солнце все ближе и ближе подкатывало к Вою.
Еще через день они снова остановились, чтобы передохнуть.
Бус начал отрывать куски коры размером с человека, а то и пот больше, и ставить их наподобие загородки вокруг участка голой древесины. Установив их наконец, он поднес к коре огонек.
Дым зависал прямо над костром. Бус опустил в облако четырехкиграммовый кусок мяса панцирной птицы. Потом они поджарили на огне по небольшому кусочку и съели их еще горячими.
Спали они в трещинах коры, покрепче привязавшись к какому-нибудь выступу. Иногда на несколько мгновений ветер доносил до них гул ГРУМа. И вот появилось темное облачко, медленно спускающееся вниз: древесные жучки наткнулись на мед.