Щелчком реле их не вернуть.
Но внутри компьютера что-то изменилось. Прошло пятьсот тридцать два года, и ожидание Шарлза Дэвиса Кенди[3] закончилось.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДЕРЕВО ГРАЖДАН
Глава первая ПРУД
Пруды. Водяные капсулы, размеры варьируются. В них может содержаться все, что угодно: от частиц легкого тумана и водяных капель величиной с кулак до огромных сфероидов, населенных всевозможными формами жизни. Самый большой пруд, который мы когда-либо видели, весил порядка десяти миллионов метрических тонн, однако в результате воздействия звезды Левой он довольно скоро распался на две половины, а ветры, дующие в противоположных направлениях, разнесли его на более мелкие части.
Экология прудов достаточно сложна. Жизнь там весьма причудлива, однако во всех прудах, обследованных нами, обнаружились одни и те же жизненные формы. Время существования прудов ограниченно, поэтому периодически все их обитатели вынуждены мигрировать. В Дымовом Кольце даже рыбы умеют летать..
Кэрол Бернс, биолог С кассет Дерева Граждан, 19-й год Мятежа
Лори и Джеффер медленно плыли под сумрачной поверхностью пруда, увлекая за собой сорок квадратных метров ткани, натянутой вдоль сети, которую в обычных условиях использовали для ловли зайчатников в небе. Углы полотнища они держали хорошо развитыми пальцами ног, руками же разгребали воду.
Ткань мешала плыть. Передний край то и дело норовил завернуться. Тросы, привязанные к углам сети, то и дело запутывались. «Надо было взять с собой кого-нибудь еще, — подумал Джеффер, — но Лори не согласилась бы. Конечно, это ведь ее идея!»
Воздух! Джеффер легонько хлопнул Лори по бедру. Она выпустила полотнище, и они поплыли к свету.
Они вынырнули на поверхность пруда, ближайшего к Дереву Граждан. Центр ствола находился примерно в трех кломтрах к западу от них. На внешних и внутренних концах дерева, отстоящих от центра на семьдесят кломтров, зеленели изогнутые кроны. Внутренняя крона — дом — казалась почти черной на фоне сияющей за ней голубой точки Воя. От ствола отходил трос, разделяющийся на конце на две части.
Внутри пруда, глубоко под водой, призрачной тенью застыло полотнище. К углам его были привязаны тросы, постепенно сплетающиеся в один, ведущий к стволу.
— Почти готово, — заметила Лори с легким сомнением в голосе.
— Осталось немного.
— Отлично. Иди готовь ГРУМ, а я слетаю за кем-нибудь, чтобы помогли.
Джеффер кивнул. Легкое движение ногами — и он взлетел в воздух. Окруженный капельками воды, он медленно направился к главному тросу.
Лучше было не спорить. Лори никогда бы не позволила ему участвовать в заключительной стадии своего проекта. Когда ей, Ученому, приходит в голову какая-нибудь идея, никто не должен вмешиваться. А тем более другой Ученый Дерева Граждан, ее муж.
Неподалеку, за изгибом пруда, над поверхностью воды, где плескались дети, дрейфовали Гэввинг и Минья. Они присматривали за детьми.
От каждого ребенка тянулся тонкий «поводок», привязанный к ведущему от ствола тросу. Сначала дети учились плавать на спине, держа голову над водой. Некоторые предпочитали плавать по-лягушачьи, чтобы время от времени заглядывать под воду.