Как часто встречаются ситуации, когда мать кричит на ребенка:
- Ты опять катался на велосипеде по проезжей части?!! Ты что, не понимаешь, что тебя когда-нибудь собьет машина? Ты у меня единственный сын, ты что, хочешь меня оставить одну?
- Почему ты на меня кричишь? — возмущается сын.
- Я имею право кричать, потому что я очень нервничаю из-за тебя!
В любом случае нервы не дают право оскорблять человека.
Даже ребенку, который черт его знает где ходит и нас не слушается, лучше скажите: «У тебя все будет хорошо. Ты мальчик аккуратный, серьезный, ты сориентируешься в любой ситуации. Мы тебе доверяем. Ты мудрый и сильный! Только, пожалуйста, катайся па велосипеде во дворе (позитивная формулировка). Это очень важно для нас!»
Если ребенка пугать, устраивать ему скандалы, у него есть больше шансов подвергнуться опасности. Вдруг так получится, что он не будет успевать домой к сроку и побежит прямиком через темные дворы, через пустырь, через шоссе, не имея времени воспользоваться светлыми улицами, переходами и светофорами? И потом, неуверенность, нервное напряжение, страх перед скандалом дома вряд ли помогут ему сориентироваться в экстремальной ситуации. С другой стороны, выражая ребенку свое доверие и одобрение, мы тем самым передаем ему жизненную энергию, которая защищает его от несчастных случаев. Ведь ребенок (равно как и любой взрослый член семьи) — это тоже носитель программ, и травмам больше подвержены те дети, которым недостает внимания и одобрения. Их подсознание кодируется примерно таким образом: «Здорового меня все ругают, больного и несчастного меня пожалеют». Вследствие этого инстинкт самосохранения ребенка ослабевает, и его подсознание целенаправленно ведет его к травматическим ситуациям, хотя сам ребенок может об этом даже и не подозревать.
Есть люди, у которых страх — это неотъемлемая часть жизни. Программа страха так прочно записалась в их мозг, что они вообще не могут прожить и недели, ничего не боясь. Они думают: «Если ничего плохого не случилось сегодня, то оно обязательно должно случиться завтра».
И вот такой человек впервые купил дорогую поездку в туристической фирме и едет за границу. У него есть предчувствие, что в путешествии обязательно случится что-нибудь плохое. Этот человек считает, что беспокойство всегда оправдано, что если верить в лучшее, то выйдет все наоборот. Он десять раз перепроверяет все документы, чтобы, не дай бог, ничего не забыть. Он думает, что у него, возможно, устарел заграничный паспорт и что его не пропустит таможня. Он знает, что до аэропорта он вовремя не доберется, потому что с транспортом будет все плохо, а если даже и доберется и его пропустит таможня, то наступит нелетная погода и все вылеты отложат на сутки, а то и на двое, в результате чего пропадут деньги за отель и за питание. Должно же что-то случиться! Ведь всегда, всю его жизнь случалось что-то плохое!
И вот он приезжает в аэропорт, доехав прекрасно. Таможня его с удовольствием пропускает. Погода отличная, и самолет взлетает вовремя, не задерживаясь ни па минуту. Человек начинает нервничать. «Все это не к добру! — думает он. — Уж больно хорошо все началось! Сейчас с нами что-нибудь случится в воздухе. Какой кошмар!» Самолет благополучно садится, за границей нашего человека встречают улыбающиеся люди, сажают его в фирменный автобус, чтобы везти и отель. «Пока все подозрительно хорошо, — думает человек. — Вероятно, меня надули с отелем. Он скорее всего стоит не на берегу моря и у него далеко не пять звезд, как обещали. И шум там будет ужасный, и воздух пыльный! И как я мог забыть! В этой зоне бывают землетрясения! Я попаду в одно из них!»