Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Следовательно, органы ГИБДД при отказе владельца транспортного средства после его получения оплатить услуги эвакуатора и стоянки имеют возможность взыскать эти средства в судебном порядке.
Однако органы Государственной автоинспекции ограничивают право собственности путем отказа в выдаче транспортного средства до оплаты расходов на перемещение транспортного средства на стоянку и его хранение не на основании решения суда, а на основании решения должностного лица, деятельность которого регулируется Постановлением Правительства РФ № 759.
В Постановлении от 18 февраля 2000 г. по делу о проверке конституционности пункта 2 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 20.05.1997 г. № 8-П по делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 ст. 242 и ст. 280 Таможенного кодекса РФ в связи с запросом Новгородского областного суда, ст. 35 Конституции Российской Федерации, закрепляя гарантии охраны права собственности законом и возможности лишения имущества не иначе как по решению суда, распространяет их как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.
Следовательно, пункт 9 Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759, устанавливая новое, отличное от российского законодательства, основание ограничения права собственности и законного владения, неправомерно ограничило мое конституционное право как законного владельца полноценно владеть, пользоваться и распоряжаться автомобилем, что противоречит частям 1, 2, 3 ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 4 статьи 125 Конституции РФ, статьями 3, 36, 92 (часть 2) ФКЗ О Конституционном Суде РФ,
ПРОШУ:
признать пункт 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортно средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» несоответствующим Конституции РФ, ее ст. 35 (части 1, 2, 3), ст. 55 (часть 3).
Приложение:
1. Копия заявления (3 экз.)
2. Копия протокола задержания транспортного средства от 9.02.2005 г. (3 экз.)