Наши «маститые» экономисты стараются особо не раскрывать структуру иностранных инвестиций в Россию, и многим у нас в стране неизвестно, куда направлялся основной поток иностранного капитала за последние 10-15 лет.
Давайте попытаемся поразмышлять: «кто же с „баксом“ к нам пришел»?
1. В первых рядах были финансовые спекулянты (типа Сороса и Дарта), которых проблемы подъема российской экономики совсем не волновали. Поиграли на ГКО, по меткому выражению рекламы, «обули всю страну» и с подачи отдельных «реформаторов» благополучно вывели деньги из России задолго до августовского кризиса 1998 года.
2. В ряде случаев некоторые «иностранные инвесторы» просто-напросто пытались «отмыть» в России «грязные деньги». Так, по словам заместителя начальника Управления экономической контрразведки ФСБ России А.Юрченко (июль 1997 года), только в течение 1995-1996 годов ФСБ разоблачила и пресекла попытки 10 криминальных зарубежных групп, пытавшихся своими действиями нанести существенный экономический ущерб России.
3. Приходящий в реальный сектор российской экономики «белый» иностранный капитал также преследует свои узкокорыстные цели и не всегда заинтересован в развитии наших предприятий.
Так, например, контрольный пакет акций Подольской фабрики швейных машин выкупила немецкая фирма «Зингер», которая теперь и диктует цены на готовые изделия. Естественно, что цены на подольскую продукцию устанавливаются значительно выше, чем на их германские аналоги, и ее попросту никто не покупает. Вот так и душат перспективного конкурента удавкой недобросовестного партнерства.
Аналогично обошлись с «Выборгской судоверфью», мешавшей работать скандинавским судостроителям. Не мудрствуя лукаво, ее купили норвежцы и успешно довели до банкротства. Сегодня предприятие практически не работает.
4. Те же иностранцы, что все-таки решились на вложения в реальный сектор, работают, как правило, в топливно-энергетическом комплексе (почти 80% инвестиций), активно выкачивая за рубеж невозобновляемые энергетические запасы, пищевой и табачной промышленности. Причем в последнем случае — частенько арендуя площади российских предприятий, занимавшихся раньше высокими технологиями. Так, американская табачная фирма «Р. Дж. Рейнолдс» приобрела 60 процентов акций ОАО «Электронмаш» и разместила на его площадях производство табачных изделий с целью наращивания выпуска в регионе своей продукции и вытеснения с российского рынка корпорации «Филипп Моррис». Но пока в итоге американские сигареты вытеснили с территории «Электронмаша» ее традиционную продукцию — станки с ЧПУ.
5. С целью экономии на природоохранных мероприятиях у себя на родине иностранные фирмы переносят к нам свое вредное производство. Так, в Петербурге с 1993 года осуществляется сотрудничество англоголландской фирмы «Юнивелер» с ОАО «Аист» в производстве синтетических моющих средств, в частности — стирального порошка «ОМО». Размещение именно в России этого производства, относящегося ко второй категории вредности, вызвано не столько экономическими интересами, сколько активными протестами в Европе партии «зеленых».