×
Traktatov.net » Командорские острова » Читать онлайн
Страница 133 из 181 Настройки

Воскликнул бы: «Незваный гость хуже…», но посмотрел на Ахмеда. Татарин среди нас тоже есть, и применить поговорку сложно.

Хозяева любезно предоставили нам все необходимое.

Перед тем как зайти в свои временные апартаменты, я еще раз вместе с Ширяевым и Гранье обошел захваченные укрепления.

Жан-Жак, по собственной инициативе принявший участие в нашей авантюре, непрерывно возмущался качеством курляндской артиллерии. Бывшие с ним артиллеристы уже проворно готовили заряды к пушкам, для чего измерили калибры, достали где-то материю и даже мобилизовали женскую прислугу, дабы она сшила мешки под порох. Заряжать по старинке, отмеряя порох совком, питомцам Гранье не хотелось.

Солдаты – самые приспособленные люди на земле. Не имея своего постоянного пристанища, они чувствуют себя дома везде, куда забрасывает прихотливая военная судьба. Одни егеря несли службу на стенах, другие деловито готовили ранний завтрак, а кое-кто уже спал, словно Митава – исконно русский город и опасаться тут некого и незачем.

– А ведь наступает оттепель, – заметил я.

Ветер с моря сулил преждевременную весну и таяние льдов и снегов.

– Что? – не сразу понял Григорий. Он-то никогда не был связан с Прибалтикой.

– Обычное дело в здешних краях. Скоро все потечет и превратится в грязь… – И тут я представил себе сказанное.

Ноздреватый непроходимый лед, поля, где грязь и вода перемешаны с остатками снега. Ни пройти, ни проехать. Осталось решить, кому от этого будет хуже.

Плакали наши лыжи, но и противник лишится всех возможностей для маневра. Еще вопрос – сможет ли он переправиться обратно на этот берег Даугавы или так и вынужден будет остаться на «нашей» стороне? Если же переправятся, то в какую сторону пойдут? Здешние укрепления не слишком серьезные. Пусть у шведо-саксонцев нет осадной артиллерии, но и Митава – не Рига.

Я не гадал. Бесполезное занятие. Алексашка вместе с пехотой и драгунами продолжал заниматься прежним делом – догонял партии неприятеля, легкомысленно отправившиеся на поиск съестного. Но при мне были казаки старого знакомца Лукича, и сейчас эти дети степей вели разведку на широком фронте.

Многое о казаках можно сказать плохого. Высокий уровень индивидуальной подготовки соседствует с весьма посредственным общим. В одиночку большинство донцов справятся чуть ли не с любым противником, но казачий полк никогда не одолеет в открытом бою шведский драгунский. Последние действуют как единое целое, казаки же всегда немного сами по себе. Они не ведали целенаправленной воинской муштры, а ее придумали отнюдь не для того, чтобы унизить солдата или сделать его жизнь несносной. Но есть воин, и есть подразделение.

Зато по части инициативы казакам равных нет. Разве что мои егеря. Но при гораздо меньшем стремлении чего-нибудь да хапануть. Казак ведь не только воин, но и добытчик. Этакий конный мародер, всегда готовый ограбить врага, порой выбирающий в неприятели того, кого приятнее ограбить. С нищего взять нечего.

В общем, воинство Лукича имело как положительные стороны, так и отрицательные. Я старался насколько можно пригасить вторые и использовать первые. Уж во всяком случае, на казачью разведку можно положиться всерьез. Тут они никого незамеченным не пропустят. Не тот народ.