На месте парней я никогда бы не выбрал себе в жены ярко накрашенную девушку. Обычно начинают краситься юные девицы в 13–14 лет (а сейчас, наверное, и раньше), чтобы выглядеть на все 18. Но надо помнить, что если девушка хочет в 15 лет выглядеть на 20, то в 20 лет она будет выглядеть на 25–28, а в 25 лет – на 30–35. Губы, кожа лица, волосы не могут не нести отпечатка употребления косметики. Мне бы не хотелось иметь жену, которая бы в 30 лет выглядела на 40.
В том, насколько пагубно действует косметика на внешность, я убедился во время учебы в семинарии. Учеба проходила в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Мы редко выходили за пределы этого древнего монастыря и из женских лиц видели почти исключительно только лица девушек, учившихся в Регентской и Иконописной школах. Это были милые благообразные лица, которых никогда не касалась помада, пудра и т. п. Кстати, привыкнув к этой естественной женской красоте, я с ужасом и отвращением взирал на размалеванные лица женщин вне монастыря. У меня было такое ощущение, словно прекрасную картину Леонардо да Винчи или Рафаэля кто-то грубо подкрасил помадой, пудрой и краской для волос. Но я хотел больше сказать о другом. Именно в это время я стал совершенно неспособным определять возраст женщин, даже примерно. Когда я видел церковных девушек, я ошибался в одну сторону. Например, давал девушке 16–17 лет, а ей было уже 22. С нецерковными людьми было наоборот: например, я давал им 22–23, а это оказывались одиннадцатиклассницы. Сравнивая церковных и нецерковных женщин, я могу точно сказать, что церковные женщины всегда (если они верующие с детства) выглядят на 5–10 лет моложе. Мужской организм (и внешность соответственно) стареет быстрее от курения и пьянства, а женская внешность – от косметики.
Один молодой прихожанин, по специальности биолог, рассказывал, что птицы, например, узнают своих сородичей среди другого множества птиц очень просто – по окраске, движениям и голосу – и начинают ухаживать и заводят семейные пары только с ними. Причем у животных самцы и самки внешне могут сильно отличаться и сразу не догадаешься, что этот самец того же вида, что и самка. Вот также и мужчина среди множества женщин ищет тех, кто дает ему сигнал своей одеждой, манерами движений и разговора о том, что она сродна ему по духу. Когда этот прихожанин учился в институте, он был свидетелем следующего признания одной девицы. Она старалась одеваться по последнему крику моды, нося самые ультрамодные и экстравагантные одежды. Она хотела быть модной и иметь успех у мужчин. Мужчины подходили к ней часто. Но однажды, после того как к ней в очередной раз подошел знакомиться мужчина, она не выдержала. У нее вырвалось в присутствии однокурсников: «Ну я же не такая! Ну что они все смотрят на меня как на проститутку?» Не знаю, поняла ли она или нет, почему так происходит. Но вы запомните, что, одевая супермодную одежду, делая невообразимо модную прическу, вы переходите из одного вида людей (в биологическом смысле этого слова) в другой вид. Теперь вас будут замечать только те мужчины, которые вас признают за свою.