«Рогатка» – лучшая модернизация Т-72.
Из общей массы бронетанковой техники, имеющейся на вооружении в мире, абсолютное большинство составляют бронированные боевые машины легкого класса – БМП, БТР, разведывательные. Машины, созданные в течение последнего десятилетия, и относительно новые составляют не более 20-30%. В войнах и военных конфликтах последних лет наибольшее распространение получили действия противника из засад с широким применением легкого противотанкового вооружения или вооружения легких бронемашин. Создание и насыщение пехотных формирований легкими гранатометами и реактивными противотанковыми гранатами, имеющими высокую эффективность в борьбе с танками, а тем более с легкими бронемашинами, появление пуль с высокой бронепробиваемостью потребовало пересмотра требований к основным показателям боевой эффективности бронетехники и способам ее использования.
Большое количество морально устаревающей бронетехники легкого класса, находящейся на вооружении большинства армий, заставило многие компании заняться ее модернизацией. К этому следует добавить, что добрую половину подобных машин составляют образцы советской разработки, и потенциальный рынок их модернизации оценивается в миллиарды долларов.
В разных странах стали появляться программы модернизации БМП и БТРов, предусматривающие повышение как отдельных показателей (например, защищенности), так и всего их комплекса.
В связи с тем, что существенно повысить защищенность легких бронированных машин (ЛБМ) путем бесконечного наращивания толщины брони невозможно, то большинство разработчиков программ модернизации пошло по пути увеличения огневой мощи. И в этом имеется определенный смысл. Если 20-25 лет назад считалось достаточным для ЛБМ обеспечить защиту экипажа от осколков снарядов и пуль стрелкового оружия калибра до 7,62 мм, то впоследствии на многих БТРах стали увеличивать броневую защиту, чтобы обеспечить защиту их лобовых проекций от попаданий 12,7-мм пуль, а затем и 14,5-мм. Машины заметно потяжелели, многие из них в результате такой модернизации потеряли плавучесть. При этом бортовые и кормовые проекции оставались незащищенными от огня крупнокалиберных пулеметов.
В последнее время для ЛБМ угрозу стали составлять и крупнокалиберные снайперские винтовки. Да и лобовые проекции не всегда обеспечивали требуемую защиту, так, например, во время операции «Буря в пустыне», в 1991 году, БРМ М3 Bradley была поражена из 12,7-мм пулемета танка Т-72М иракских войск. Пуля попала в картер бортовой передачи, пробила его и лишила машину подвижности, а потом БРМ загорелась.
Последние события в Ираке показали высокую пожароопасность БМП и БТР сил антииракской коалиции по так называемым вторичным факторам. Дело в том, что установка дополнительного бронирования вынудила пойти на размещение под ним специальных пористых материалов для сохранения плавучести. Кроме того, все личное имущество пехоты располагается снаружи машин. В связи с этим имело место много случаев, когда БМП и БТР воспламенялись и полностью сгорали после попадания трассирующих пуль противника.