×
Traktatov.net » Броня, 2009 № 01 » Читать онлайн
Страница 40 из 55 Настройки

Уже к середине 80-х гг. Чехословакия находилась на седьмом месте в мире по экспорту вооружений, причем боевые бронированные машины составляли большую часть продаж. Кроме того, она была единственной страной- участницей Варшавского договора, которой разрешено было иметь возможность собственной разработки боевых машин. Поставки бронетанковой техники чехословацкого производства ограничивались не только странами-участницами Варшавского договора, часть техники поставлялась и в дружественные арабские страны, например, в Сирию. По некоторым источникам, производство бронетанковой техники в Чехословакии в середине 80-х достигало 1000 бронированных машин в год. К началу 1991 года собственный танковый парк Чехословакии насчитывал 815 танков Т-72 различных модификаций.

После смены режима в Чехословакии в 1989 г. мощная чехословацкая военная промышленность впервые столкнулась с намерением нового демократического правительства немедленно ликвидировать ее. Ставший президентом страны в 1990 г., Вацлав Гавел пообещал полностью закрыть в Чехословакии заводы, производящие вооружение. А в 1993-м Чехословацкая республика перестала существовать, обозначив на карте мира два новых государства Чехию и Словакию.

После того как совместное чехословацкое производство танков прекратилось завершением заказа на 250 танков для Сирии в середине 1993 г., заводы ZTS предприняли попытку налаживания конверсионного производства. Завод в Дубнице начал производить оборудование маслозаправочных насосов и другие изделия, а завод в Мартине – сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Словацкая танковая промышленность была на грани гибели. Но руководство страны и вооруженных сил, несмотря на дефицит бюджета, быстро признало, что оборонная промышленность является ключевым элементом индустриальной базы и экономического процветания республики. И для ее спасения требуется начать разработку новых требований к танкам, чтобы вывести их на один уровень с западными моделями. В то же время, все прекрасно осознавали, что потребности словацкой армии не так уж велики в сравнении с возможностями заводов и что она никогда не будет самым большим заказчиком. В результате было решено позволить подрядчикам разрабатывать программу модернизации танков с учетом экспортного рынка.

После оценки предложений разных западных фирм основным партнером для сотрудничества стала французская компания SFIM, а основным поставщиком – бельгийская фирма SABCA. Словацкая промышленность должна была обеспечивать 40% производства всех составляющих.


«Федот, да не тот»: чешский Т-72М4 CZ.


«Клон» Т-72М4 CZ уступает оригиналу.


Первым плодом этого международного сотрудничества уже в конце 1994 г. явилась разработка программ модернизации танков Т-72М1 VEGA и VEGA+. Эти программы предусматривают, в первую очередь, установку новых автоматизированных систем управления огнем производства бельгийской компании SABCA без каких-либо изменений башни или оборудования танка. Модернизация танков Т-72М1 по программам VEGA и VEGA+ на словацких заводах ZTS началась в 1996 году, а танки, прошедшие эту модернизацию, получили в Словакии обозначение Т-72М1-А. С целью сохранения подвижности машины на прежнем уровне (а масса машины увеличилась по отношению к Т-72М1 на 3,5 т) был установлен новый двигатель S-12U, польский форсированный вариант штатного дизеля В-46.