8 августа первые лица государства были в отъезде. Конечно, с одной стороны, для принятия и утверждения необходимых решений есть Генеральный штаб и средства связи. Но, с другой стороны, получив предварительную достоверную информацию об угрозе начала боевых действий в Южной Осетии в ближайшее время, высшее руководство вряд ли планировало бы на это время официальные и рабочие визиты. Но это в стратегическом плане.
А что же войсковая разведка, стоящая лицом к лицу с противником, или с тем, кто может им стать в ближайшее время? Перед и в начале боевых действий она не смогла решить ряд своих задач. Отчасти причиной является то, что не была организована необходимая сеть обеспеченных средствами связи осведомителей. Именно они накануне и в первые часы боевых действий должны были снабдить военное руководство необходимыми данными, на основе которых и принимаются решения. Как считают некоторые военные специалисты, война и вероломное нападение Грузии на Южную Осетию оказались для нас неожиданными потому, что грузины усыпили нашу бдительность. Обстрелы и провокации с их стороны, тревожащий огонь по позициям наших миротворцев стали привычными, что и привело к таким результатам.
К чести российского руководства, верное решение было принято своевременно и наши войска пришли на помощь Южной Осетии в самое короткое время, что стало большой неожиданностью для грузинских сил вторжения. Этому в значительной мере способствовало и отсутствие ударов с воздуха по нашим войскам, которые растянулись на марше по всей трассе от Владикавказа до Цхинвала .
Но надо констатировать то, что качественной предварительной подготовки не было, и войска выполняли эту задачу в «горящем режиме», что отрицательно сказалось на подготовке техники и личного состава, их экипировке, оснащении и других вопросах. А ведь «висевшую» в воздухе угрозу начала боевых действий должна была отслеживать войсковая разведка. Следовательно, и определенный контингент войск должен был быть подготовлен заранее, а приказ о начале выдвижения в зону конфликта ожидаем в любое время. Части 28-й армии выдвинулись в зону конфликта в минимально короткие сроки, но с потерями, которых могло и не быть, при условии предварительной подготовки на основе разведывательных данных.
Вторая группа недостатков, связанная с техническим оснащением армии, лежит на поверхности и заметна даже неспециалистам. В первую очередь имеются в виду танковая техника, высокоточное оружие, авиация, современные средства связи и навигации и некоторые другие. Вопросов, требующих кардинального и быстрого решения, много.
Обидно, что на выставках вооружения и военной техники новейшие образцы отечественного производства демонстрируются и предлагаются зарубежным покупателям, но на вооружение нашей армии они не поступают, что чревато вдвойне отрицательными последствиями. С одной стороны, наши войска с устаревшими образцами оружия будут уступать на поле боя более эффективным вооружениям противника в случае прямого столкновения, более крупного, чем это было в Южной Осетии. А с другой стороны, известно, что зарубежные покупатели первоочередное внимание обращают на те образцы оружия, которые приняты на вооружение армии производителя.