Единственное возможное пополнение из казаков Уральской армии, что согласно телеграмме Колчака отходят к Александровскому форту на восточном берегу Каспия. Сколько их будет? По последним сообщениям в начале января из Гурьева ушло свыше десяти тысяч казаков с семьями, к которым присоединялись различные отряды, включая британскую военную миссию с нефтепромыслов по реке Эмбе. Пусть даже треть из них дойдет, но и они будут весомым подспорьем!
Антон Иванович уже отправил категорический приказ командующему Каспийской флотилией контр-адмиралу Сергееву немедленно приступить к эвакуации казаков и их семей, также, по возможности забрать всех строевых лошадей. Кроме того, следует незамедлительно перебросить относительно свежие войска генерала Драценко, защищающие протяженный Прикаспийский участок – несколько пехотных полков 8-й дивизии, включая возрожденные Ширванский и Апшеронский, а также Александрийский гусарский – до пяти тысяч штыков и сабель окажутся весьма значимой поддержкой. При этом вывезти все возможные припасы из Порта Петровска, включая несколько эшелонов со снарядами.
Придется полностью оголять Северный Кавказ, оставляя казачье население Терека один на один перед набегами горцев. Все же в станицах достаточно казаков старших возрастов, ополчение пока вообще не призывалось. Может быть, они отобьются собственными силами, но иного выхода просто нет. Если красные прорвутся к Тихорецкой, то перед ними откроется дорога на предгорья и тогда белым отрядам, дислоцированным в Прикаспийском районе, придется отступать в Грузию и Азербайджан, не принеся никакой пользы в отчаянной ситуации.
Но заблаговременно сняв войска с второстепенного участка, удастся сдержать красных на нынешних позициях?!
Нужно закрыть ворота на Кавказ!
Генерал Деникин еще раз обдумал принятое решение – теперь начальнику штаба ВСЮР генералу Романовскому следует незамедлительно подготовить соответствующие приказы. Если красные прорвутся к Невинномысской, то Каспийской флотилии следует немедленно уходить в персидский порт Энзели. Если такого прорыва не произойдет, то эвакуированные с Александровска уральцы фактически заменят отряд генерала Драценко и поддержат терских казаков в их борьбе.
«Решение принято, его следует выполнять. Фактически гражданскую войну мы проиграли, но может быть удастся закрепиться на нынешних рубежах?! Все же золотой запас империи у нас, его часть сюда доставит адмирал Колчак в апреле, не позже. Сдаваться нельзя, даже если шансы на победу похожи на иллюзию. Но они еще есть!»
Приняв решение, генерал Деникин уселся за стол, и, пододвинув к себе несколько листов бумаги, стал писать приказы…
Архангельск
«Главный начальник Северного края»
генерал-лейтенант Миллер
- Радиограмма из Мурманска, ваше высокопревосходительство! Отряд контр-адмирала Иванова пришел в гавань, продвижению помешали толстые льды, пришлось идти медленно. Сейчас с кораблей сходят эвакуируемые беженцы, из трюмов начали выгрузку привезенного имущества. Завтра ледоколы выйдут обратно, путь к Архангельску у них займет не больше двух-трех дней. Повреждений и поломок на них нет.