Только вот за судоремонт и перевооружение шефы почему-то не берутся. Не по карману. И чем позже государство вернется к своим непосредственным функциям, тем больше вероятность, что сытые и обутые подводники будут наблюдать из евроотремонтированных казарм, как тонут их некогда боевые корабли. Их боеготовность падает гораздо быстрее, чем это можно себе представить.
Наши трудности несомненно радуют вчерашнего противника - сегодняшнего «союзника». Судя по тому, насколько бесцеремонно вели себя американцы все прошедшее десятилетие, слабость России им очень даже на руку. 11 февраля 1992 года в полигоне боевой подготовки Северного флота в пределах наших территориальных вод американская ПЛА «Батон Руж» столкнулась с видяевской «Барракудой». Год спустя, в марте 1993 года РПКСН «К-407» столкнулась с преследовавшей ее ПЛА «Грейлинг» типа «Лос-Анджелес».
Не радует даже то, что обе американские лодки по возвращении домой, были отправлены в утиль.
Очередной инцидент с опасным маневрированием подлодки США вблизи РПКСН проекта 941 («Тайфун»), производившей пуск ракет с последующим подрывом в соответствии с договором СНВ-1, произошел в декабре 1997-го в Баренцевом море в присутствии американских инспекторов, находившихся на борту гидрографического судна.
Как бы ни складывались российско-американские отношения, вблизи наших баз на Кольском полуострове и Камчатке постоянно находятся 2-3 американские подлодки, ведущие непосредственное слежение за деятельностью сил флота...
А три года спустя, грянула катастрофа «Курска»... Бессмысленно оспаривать заключение официальной комиссии, но причиной гибели подводного крейсера в любом случае стала совокупность факторов, характер которых гораздо глубже нелепой случайности, возникшей при эксплуатации перекисноводородной торпеды-«толстушки». Так или иначе, трагедия вызвала невиданный резонанс в обществе и беспрецедентную реакцию правительства. Вспомним, что предшествующие подводные катастрофы были либо замолчаны, либо успешно преданы забвению.
Выступая в Видяево перед родственниками погибших членов экипажа «Курска», вице-премьер Валентина Матвиенко выполнила поручение правительства - вручила материальные возмещения, привлеченные из внебюджетных источников. В течение дня представитель каждой семьи получил сберкнижку с 720 тысячами рублей. Не было проволочек и с выплатами предусмотренных законодательством страховых компенсаций в размере 145 окладов каждой семье (на общую сумму 23 млн. рублей) со стороны Военно-страховой компании. Правительство также обеспечило каждую семью, желающую покинуть Видяево, жилплощадью в любом регионе России. Квартиры выкуплены кабинетом министров также из внебюджетных средств.
Указом Президента № 269 от 6 марта 2001 года Видяево было преобразовано в Закрытое Административное Территориальное Образование (ЗАТО) с утверждением его границ. Новый статус, по замыслу, должен был обеспечить приоритет в получении денег из госбюджета. А 31 марта 2003 г. жилой фонд поселка Видяево полностью перешел из собственности Северного флота в муниципальную собственность ЗАТО. Теперь у жителей самого молодого ЗАТО Мурманской области появилась надежда на более качественное жилищно-коммунальное обслуживание.