В такой же бункер вполне официально была превращена станция «Кировская» (ныне «Чистые Пруды»). Следы командного пункта еще долго сохранялись после войны. В мемуарах маршала Жукова говорится, что именно там Сталин встретил первый авианалет на Москву 21 июля 1941 года. На «Кировской» во время Второй мировой войны находились отделы Генерального штаба и ПВО, поезда там не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной. Эта станция была изначально построена без центрального зала, ее платформы разделялись мощными пилонами, с двумя проходами и небольшими зальчиками у выходов: в те времена еще не умели конструировать глубокие станции просторными. После станцию полностью перестроили, поэтому, приехав на эту станцию, не пытайтесь представить, как тут что было.
Сначала офицеры Генштаба скрывались от бомбежек на «Белорусской»? Часть ее была отделена фанерной стеной — там размещался командный пункт, а оставшееся место на перроне занимали рядовые жители Москвы. Каждый вечер офицерам Генштаба приходилось собирать все материалы и ехать к Белорусскому вокзалу, а утром — обратно. Несколько лучше устроились связисты: они оборудовали пункт связи в специальном поезде, стоящем в тупиках за станцией. Конечно, было крайне трудно соблюдать секретность при таком режиме, и долго так продолжаться не могло. В конце лета 1941-го Генштаб переехал в здание на улице Кирова (ныне — Мясницкая) и получил в свое полное распоряжение станцию метро «Кировская». Пункт связи остался на «Белорусской».
Проходы между пилонами «Кировской» были загорожены, внутри оборудовали рабочий кабинет главнокомандующего, в котором проходили заседания ГКО. Генеральный штаб с узлом связи разместился на одной из платформ. По воспоминаниям генштабистов, им ни разу не довелось видеть Сталина спускающимся на станцию по эскалатору, однако его часто видели во флигеле здания на поверхности. По всей видимости, тиран использовал для спуска на станцию иной путь, какую-то шахту, ведущую в командный пункт ПВО.
По некоторым сведениям, к «официальной» станции примыкала вторая, построенная в 1937–1940-е годы. Позднее, уже во время войны, то ли под станцией, то ли рядом с ней построили еще один новый бункер для штаба ПВО. Этот объект до сих пор засекречен, только в 2004 году туда впервые официально впустили журналистов, а до этого там успела нелегально побывать съемочная группа НТВ, которая в своем репортаже назвала объект «Метро-2».
К декабрю 1941-го был выстроен бункер и в самом Кремле, но о нем почти ничего не известно. Он засекречен до сих пор.
На Лубянке тоже был выстроен командный пункт — для НКВД. Его начали проектировать еще в мае 1941 года, а строили уже в военные годы. Эти реальные сведения: распоряжение СНК СССР с грифом «Совершенно секретно» хранится в Государственном архиве РФ, ф. Р-5446, оп. 25а, д. 7217, лл.51–58.
Примерно тогда Народному комиссариату путей сообщения тоже понадобился бункер, чтобы разместить в нем руководителей и диспетчеров. Для этого использовали подплатформенные помещения станции метро «Красные Ворота», находящейся неподалеку от здания НКПС.