Я ожидала, что Валентина сейчас рассмеется, заахает, и мы станем болтать о житье-бытье и перебирать общих знакомых. Та, однако, голосом не потеплела, хотя и призналась неохотно, что меня помнит.
– Как ты живешь? – против воли голос мой звучал неуверенно.
– Вы извините, – сухо ответила она, – я много работаю, и ценю время, отведенное для отдыха. Вы звоните по домашнему телефону, так что не занимайте мое свободное время пустой болтовней. В виде исключения я согласна вас выслушать.
– Слушай, что за официальный тон? – принужденно рассмеялась я. – Зачем ты говоришь мне «вы»? Мы же сидели за одной партой!
– Мы никогда не сидели за одной партой, – последовал твердый ответ. – Ты сидела с Геной Козловым, а я – одна.
Точно, я вспомнила, Генку в шестом классе посадили к Вале на исправление, он выдержал ровно неделю и сбежал ко мне в угол, хотя там безбожно дуло от окна и Генка вечно ходил с красным носом. Он признался мне тихонько, что от Валькиного скрипучего голоса его пробирает дрожь, и он скоро начнет заикаться. Мы посмеялись и до девятого класса так и сидели вместе, прекрасно уживаясь друг с другом, а потом его родители купили квартиру, и Генку перевели в другую школу.
Сейчас я должна была догадаться, что Валентина еще тогда затаила на меня обиду, однако не сообразила.
Вообще вы как относитесь к народным пословицам и поговоркам? Моя бабушка их очень уважала и часто цитировала, не уставая повторять, что народ в своей массе очень талантливый и что коль слово ушло в народ, стало быть, есть в нем смысл и не грех прислушаться к гласу этого самого народа.
Не могу сказать, что я полностью с ней согласна, однако некоторые выражения очень подходят к случаю. Вот, к примеру, «Задним умом крепка». Это точно про меня. Разговор с Валентиной это лишний раз подтвердил.
Ведь чувствовала же я, что ничем она мне не поможет! Но вместо того, чтобы вежливо закончить разговор, пожелать Вальке всего наилучшего и повесить трубку, я фальшиво обрадовалась, стала вспоминать смешные случаи из нашей школьной жизни. То есть попыталась вспомнить, но Валя прервала меня, сказав, что будет лучше, если я коротко изложу ей свою просьбу.
И снова я не доперла, что никто из бывших одноклассников не звонит ей просто так, чтобы поболтать, никому она не интересна, оттого она сразу поняла, что мне от нее что-то нужно.
– Мне нужна работа, – промямлила я, – видишь ли, так получилось, что я долго не работала по семейным обстоятельствам, а теперь…
– А теперь куда делись эти самые семейные обстоятельства? – в Валином голосе не было и тени насмешки, только поэтому я решилась продолжать.
– Мы расстались… так получилось… Я подумала, что ты что-нибудь посоветуешь… – тянула я.
– Видишь ли, я занимаю в своей фирме пост главного бухгалтера! – заявила Валентина.
– Рада за тебя… – совершенно искренне вставила я, но она не дала мне продолжить.
– И я не могу взять тебя к себе, потому что я слишком хорошо тебя знаю! – продолжала она. – Ты ленива, безответственна, невнимательна, неаккуратна и плохо соображаешь! То есть о карьере бухгалтера следует забыть навсегда!