На рисунке 17.2 дожи от 2 июля и следующий за ней повешенный сигнализировали о возможном образовании вершины. Теперь посмотрим, на что указывал в это же время рыночный профиль (см. рис. 17.3). 2 июля стоимостная зона была невелика по сравнению со значениями предыдущей сессии, объем торгов также оставался небольшим и составил 132 000 контрактов на фоне 303 000 днем ранее. Это означало, что с принятием цены на этом более высоком уровне не все складывалось гладко – благоприятные условия для торговли отсутствовали. Кроме того, профиль имел расширение диапазона в обе стороны, а значит силы быков и медведей были приблизительно равны.
Сессия от 3 июля также ознаменовалась низким объемом торгов в 109 000 контрактов, что заставляло сомневаться в других успехах быков – расширении диапазона вверх и завершении дня на максимальных отметках. В ходе следующей сессии от 5 июля рынок уже отчетливо продемонстрировал слабость: если в самом ее начале были достигнуты новые максимумы с одновременным расширением диапазона вверх, то во второй половине (в периоды J, К, L) наблюдалось падение, причем завершились торги вблизи дневных минимумов. Сессия от 6 июля началась с инициирующей продажи, так как рынок открылся ниже стоимостной зоны предыдущего дня. Снижение сопровождалось растущим объемом торгов и достижением в период «у» экстремума, представленного одиночными отметками в верхней части профиля. Все это говорило о нездоровой рыночной ситуации.
Стоит отметить, что свечу «повешенный» в данном примере следовало признать полноценным медвежьим сигналом лишь в свете последующих событий. Непосредственно 3 июля, в день ее появления, рыночный профиль не предвещал ничего плохого, и только во время сессии от 5 июля и особенно утром 6 июля он подтвердил образование вершины.
На рисунке 17.4 сессия от 5 июля ознаменовалась ярко выраженной падающей звездой, после чего цены стремительно снижались в течение трех дней. А теперь посмотрим, не поступало ли до этого каких-либо негативных сигналов от рыночного профиля, представленного на рисунке 17.5? Оказывается, они были: с 29 июня по 3 июля на рынке еще продолжался восходящий тренд, но стоимостная зона становилась уже, что говорило об ухудшении условий торговли при более высоких ценах. Рынок неохотно принимал новые максимумы в качестве справедливой стоимости, а кроме того, падал объем, выраженный общим числом ТРО. Заметим, что фактический объем торгов в эти три сессии тоже оказался невелик, однако биржа в тот период не транслировала о нем оперативные данные, поэтому внутри дня приходилось оценивать этот показатель, в частности, по количеству ТРО.
5 июля, когда падающая звезда просигнализировала о достижении вершины, на рисунке рыночного профиля можно видеть безуспешную попытку расширения диапазона вверх. В итоге же приток продавцов, привлеченных более высокими ценами, привел к расширению диапазона вниз, что наряду со слабой ценой закрытия являлось медвежьим признаком. Те, кому требовались дополнительные доказательства разворота, получили их уже при открытии торгов 6 июля – оно ознаменовалось экстремумом инициирующей продажи ниже стоимостной зоны предыдущего дня. Инициатива была в руках продавцов, поэтому следовало ожидать дальнейшего снижения рынка, и, таким образом, сигналы рыночного профиля подтвердили медвежий характер падающей звезды.