>Так сложилось, что я был один из самых старших людей в компахе. Иногда приходили ребята ещё старше, но редко. «Костяк» нашей компании состоял из трёх человек: меня и двух Жень (иногда приходил Паша, тоже из «костяка»). Мы были примерно одного возраста. Все цивильные ребята — не то чтобы правильные пионеры, но не быдло. Хотя иногда каждый из нас вёл себя, как быдло — не без этого. Улица есть улица.
>У каждого были свои «фишки», за которые его уважали. Меня уважали за самостоятельность: всех встречали из школы бабушки- дедушки, я же с 7 лет сам себя встречал, кормил, принимал решения; на меня оставляли квартиру. В среде младших школьников это было всё равно, что тебе доверили вести ледокол через Антарктику.
>Мы занимались обычными детскими занятиями типа костров, футбола, хоккея, игры в войнушку, в «сифака ногами», в клёк, в прятки, в одно касание. Строили крепости, катались с горки. Иногда дрались. Между тем мне приходилось быть главным заводилой и придумщиком всевозможных неординарных занятий. >Я> выдумал ряд классных игр, о которых я не слышал ни до, ни после. Например, «смешилки». Все сидят рядком, один водит. Ему требуется рассмешить остальных. Кто засмеялся или улыбнулся, тот
>43
>водит. Выглядело это так: мы сидим на лавке у подъезда. Водящий идёт в подъезд готовиться. Выходит, как на сцену из-за занавеса и начинает показывать всякое. Кто-то обязательно смеётся и идёт водить. Один из Жень, а также я, были мастера смешить.
>Кроме этого, я придумывал длительные игры, которые растягивались на несколько дней, а то и месяцев. Однажды, когда нам (старшим) было лет по 8, мы играли в аргонавтов. Я прочитал о походе аргонавтов, рассказал во дворе, и всем стало интересно сыграть в их приключения. Говоря современным языком, это была настоящая ролевая игра на местности, похожая на те, в которые играют толкинисты и другие ролевики. Мы играли дней 5. За это время мы победили бебриков и Амика, сплавали на Кизик, проплыли между Симплегадами, победили выросших из земли воинов и добыли золотое руно. Чуть позже (года через два) мы месяца три играли в Ассирию. У нас была и столица (в одном месте двора), и враги (обычно девчонки), и политика, и даже нарисованные деньги.
>Теперь что касается иерархии. У нас был нерегулируемый извне детский коллектив. В наши взаимоотношения не вмешивались ни родители, ни братья-сёстры. Но благодаря тому, что наша компания состояла не из быдла, она была относительно спокойной и демакратичной. Это не значит, что не было конфликтов. Были: и ранговые, и по каким-то конкретным разногласиям. Раз в пару недель кто-то непременно дрался с кем-то из компании. Поэтом у нас сформировался коллектив не сродни человеческому стаду, где правит самый агрессивный альфа-самец, а что-то вроде военной демократии древних германцев. Во главе — самый смышлёный и самый рассудительный ВРНП самец. У нас, как я писал, было трое таких. Триумвират. Влияние каждого держится, во-первых, на поддержке двух других, а во-вторых, на взвешенности и полезности тех решений, которые он выносит. Полезность в данном случае означает интересное и безопасное для жизни и здоровья занятие. Кроме того, один из триумвирата или все три лидера должны судить различные споры и конфликты. Здесь важна справедливость — иначе тебя перестанут уважать и затаят против тебя злобу. Правда, нередко споры решались так же, как и у древних