×
Traktatov.net » Без права на ошибку. Книга о военной разведке. 1943 год » Читать онлайн
Страница 193 из 202 Настройки

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль и сопровождавшие его лица должны были разместиться на территории британского посольства.

Советское и британское дипломатические представительства находились на противоположных сторонах одной тегеранской улицы, ширина которой была не более 50 метров.


Делегация США во главе с президентом США Ф. Рузвельтом должна была разместиться на территории американского дипломатического представительства, которое располагалось на значительном удалении от советского и британского посольств.

Так Тегеран стал «столицей» для встречи лидеров

СССР, США и Великобритании. Это был не простой выбор. Но, как показали события, которые развернулись в иранской столице в конце ноября — начале декабря 1943 года, выбор точный и полностью себя оправдавший.

Глава шестая. Встреча «Большой тройки»

Во второй половине ноября 1943 года в советском посольстве в Тегеране начали осуществляться грандиозные и неудобные для всех служб дипломатического представительства мероприятия. Некоторые дверные проемы, ведущие в залы и отдельные кабинеты, расширялись. Отдельные комнаты перестраивались. Все делалось быстро, качественно и без излишеств. Плановый ремонт помещения диппредставительства в 1943 году не предусматривался, и происходящее удивляло непосвященных в дипломатические секреты сотрудников. Те же, кто знал, к чему готовится советское посольство, тоже удивлялись той необычной и неудобной для работы перестройке. Между собой они иногда обменивались такими фразами: «Неужели американский президент столь широкоплеч и высок, что не пройдет в обычные двери?» Большинство из них не знало, что Ф. Д. Рузвельт передвигается на специальной коляске, для которой стандартные двери были малы. Они полагали, что Рузвельт посетит советское посольство для переговоров со Сталиным. Никто не думал, что американскому президенту будет предложено разместиться в советском посольстве и он это предложение примет.

16 ноября 1943 года «Жорес» сообщал в Центр:

«Директору. Сегодня мне хозяйственник (посол СССР в Иране Смирнов) сообщил, что все служебные здания, в том числе и жилые квартиры, должны быть освобождены на месяц по известным вам причинам.

В связи с этим свою канцелярию я переношу в школу вместе с посольством, а квартиры для проживания мы получили в доме, арендованном хозяином в городе или в гости-нице. Пока еще точно не известно, но рацию, как будто, можно оставить на месте.

С автомашинами вопрос тоже не ясен. Будем ли мы ими пользоваться или они останутся на территории монастыря (посольства. — В. Л.)… Мы должны к вечеру 17 ноября освободить все здания. Имущество приказано оставить на квартирах. Последуют ли от вас какие-либо указания по этому вопросу. Жорес».

Указания последовали. 27 ноября генерал И. Ильичев направил «Жоресу» запрос следующего содержания:

«Молнируйте, сможете ли вы имеющимися у вас радистами обеспечить в течение недели беспрерывную круглосуточную работу вашей рации».


Длительное время в распоряжении «Жореса» в Тегеране находился только один радист — лейтенант Александр Семенов.