Даже муж и жена, много лет прожившие вместе, могут оставаться просто знакомыми. Возможно, они так и не познали друг друга. И чем больше живешь с кем-то, тем больше забываешь, что души остались непознанными.
Прежде всего необходимо запомнить, что нельзя путать знакомство с любовью. Можно заниматься сексом, можно иметь сексуальные отношения, но секс — это тоже периферия. Без встречи двух сердец секс останется лишь встречей двух тел. Но встреча двух тел — это не ваша встреча. Секс также остается знакомством: физическим, телесным, но всего лишь знакомством.
Можно впустить кого-то в свою душу лишь тогда, когда не опасаешься, когда не боишься.
Итак, я говорю о двух видах жизни. Первый наполнен страхом, второй — любовью. Жизнь со страхом никогда не приведет к глубоким, искренним отношениям. Человек продолжает бояться, никогда полностью не раскрываясь партнеру. Он раскрывается лишь частично, но затем опускается стена и все прекращается.
Любящий человек — это религиозный человек. Любящий человек — это тот, кто не боится будущего, не боится причины и следствия; тот, кто живет здесь и сейчас.
Не думай о результате. Это качество боязливого ума. Не думай о том, что может произойти. Будь здесь и сейчас, действуй осознанно. Не производи подсчетов. Тот, кто боится, постоянно что-то просчитывает, планирует, организовывает, оберегает. На это тратится вся его жизнь.
Я слышал одну историю о старом дзэнском монахе. Он умирал. Перед самой смертью он сказал, что вечером его не станет. К нему поспешили последователи, ученики, друзья. Его любили многие. К нему стали стекаться люди со всех концов света.
Услышав о том, что мастер умирает, один из его старых учеников поспешил на базар. Кто-то спросил его: «В хижине умирает хозяин, зачем ты спешишь на базар?» На это ученик ответил: «Я знаю, что мастер очень любит пирог, и я хочу купить пирог для него».
Такой пирог уже больше не пекли, и найти его было трудно, но к вечеру ему все же удалось каким-то образом достать его. И вот он прибежал с пирогом.
Все волновались: казалось, что мастер кого-то ждал. Он открывал глаза, осматривался и вновь закрывал их. И, когда этот ученик пришел, мастер произнес: «Отлично, что ты пришел. Где пирог?» Ученик дал ему пирог и был очень рад, что мастер спросил о пироге.
Умирая, мастер взял пирог в руку. И его рука не дрожала. Он был очень стар, но рука его не дрожала. Кто-то не выдержал: «Ты так стар, мастер, и находишься при смерти. Вскоре ты перестанешь дышать, но почему твоя рука не дрожит?»
«Я никогда не дрожу, потому что у меня нет страха. Мое тело стало старым, но я все еще молод и останусь молодым, даже если тело умрет».
Затем он откусил немного пирога и стал жевать. Кто-то поинтересовался: «Какое твое последнее желание, мастер? Ты скоро нас покинешь. Какие будут твои последние наставления?»
Мастер улыбнулся и сказал: «Ах, до чего же вкусный пирог!»
Вот человек, который живет здесь и сейчас: «Ах, до чего же вкусный пирог!» Даже смерть относительна. Следующее мгновение не имеет значения. В этот момент пирог вкусен. Человек способен на любовь лишь тогда, когда он живет в настоящем моменте, здесь и сейчас, во всей полноте жизни.