— Я не боюсь, папа, — уговаривал мальчик родителей, — я не боюсь темноты.
— Но я боюсь за тебя, — возразил отец, — ты маленький мальчик, а идти далеко, очень далеко и темно.
— Я и за здоровье твое боюсь, — говорила мать, — нехорошо мальчику в твоем возрасте сидеть по ночам и заниматься. Ты можешь заболеть, не дай Бог!
— Пожалуйста, отпусти меня, папа, — просил мальчик, — я не заболею, мама!
— Ну, может быть, на один часок я тебе разрешу, — сдался наконец отец.
— Я обещаю тебе, что буду сидеть в синагоге не больше часа каждый вечер, — заверил Хаим отца.
И вот настал вечер, когда раби Шабтай отвел сына в синагогу. Для верности он сказал на ухо служке, чтобы тот давал мальчику не более одной свечи за вечер. Свеча прогорит, и мальчик будет знать, что пора идти домой. Служка пообещал отцу, что так и сделает. Раби Шабтай успокоился, вернулся домой и был уверен, что через час вернется и сын. Но час прошел, а мальчик домой не вернулся.
— Шабтай, что случилось с ребенком? — беспокоилась жена.
— Наверное, скоро придет. Он обещал мне, что будет там сидеть не более часа, а служка обещал, что не даст ему больше одной свечи.
Прошло еще порядочно времени, а мальчик все еще не возвращался.
— Шабтай, иди посмотри, что случилось с ребенком, — попросила жена.
Встал раби Шабтай со своего места и сказал:
— Наверное, мальчик наткнулся во время чтения на непонятное место и отправился к Учителю за разъяснениями. Пойду к Учителю и приведу мальчика домой.
Надел Шабтай теплое пальто, шапку и вышел из дому. А на улице темнота и холод. Падает белый снег и снежинки, кружась, ложатся на лицо Шабтая. Пусто кругом, ни души. Все давно легли спать, только Шабтай, несмотря на холод и снег, шагал к дому Учителя. Но когда он приблизился, то увидел, что в доме темно и ставни закрыты. Может быть, Учитель с маленьким Хаимом сидят в одной из боковых комнат? Шабтай дотронулся до двери и тихонько постучал, чтобы не потревожить спящих. Ответа нет. Постучал раби Шабтай раз, постучал еще раз, постучал в третий. Только тогда услышал он голос:
— Кто там?
— Это я, Шабтай, — подал он голос через закрытую дверь.
— Сейчас открою…
Стоял раби Шабтай перед закрытой дверью. Снег падал на него. Через короткое время, что показалось ему очень длинным, дверь открылась и на пороге появился Учитель.
— Раби Шабтай?! Что привело вас в столь поздний час? — спросил он с беспокойством.
— Я сына ищу. Хаим у вас? — спросил раби Шабтай, и сердце его сжалось в тревоге.
— Твой сын? Я не видел его после того, как он днем от меня ушел.
— Он не пришел домой… Не вернулся из синагоги, — проговорил отец и лицо его потемнело от беспокойства, — он обещал, что будет сидеть там не более часа, и вот…
— Если он обещал, то сдержит свое обещание, — сказал Учитель.
— Но он не вернулся домой! — повторил раби Шабтай, — не вернулся…
— Может быть, он сильно замерз по дороге домой, зашел погреться в какую-нибудь харчевню да и уснул там, — предположил Учитель, — не может быть, чтобы Хаим нарушил обещание, которое он дал родителям.
Надел учитель теплые одежды, обул сапоги и пошел с отцом искать мальчика.