"Массированный", конечно по меркам тихоокеанского театра, поскольку здесь в самых крупных операциях участвовали десятки, в лучшем случае сотни самолетов. Соответствующими были и масштабы потерь. Они ни в какое сравнение не идут с боевыми действиями во Франции, с немецким "блицем" в небе Англии в 1940 г., с битвой под Москвой и другими событиями воздушной войны в Европе. Тем не менее, они также внесли много нового в оперативное и техническое применение авиации в специфических условиях этого театра войны.
Японцы шли ясным солнечным утром несколькими волнами. Истребители поднялись как раз к подходу второй волны и уничтожили 21 вражеский самолет. Во время второго налета, 25 декабря, японцы недосчитались еще 13 самолетов. 14-й бомбардировочный полк японцев практически перестал существовать.
Основную роль в этом разгроме сыграла одна из эскадрилий "Летающих тигров" – американской добровольческой авиагруппы. Группа была сформирована по соглашению с китайским правительством отставным капитаном Ченнолтом, долгие годы служившим в Китае летчиком-инструктором и военным советником. Формально все это было чисто частным предприятием: каждый летчик подписывал договор с правительством Китая. Но неофициально американское правительство разрешило Ченнолту брать летчиков из строевых частей военной авиации, с авиазаводов и из исследовательских центров. Поскольку китайцы платили щедро, то проблем с личным составом не было.
Летчики и купленные для них в США истребители Р-40 (фактически это были "Томагаук II английского образца) осенью 1941 г. были доставлены в Бирму, где на одной из английских авиабаз Ченнолт начал программу боевой подготовки. Искусному маневру японских пилотов он решил противопоставить тактику, называемую на западе "бей и убегай", позволявшую использовать преимущества Р-40 – более высокую скорость, быстрый разгон в пикировании и сильное вооружение. Ченнолт учил своих летчиков атаковать сверху под большим углом и тут же уходить, набирая скорость для того, чтобы занять позицию для новой атаки. Японской манере боя на горизонталях он противопоставил бой на вертикали, давая американцам инициативу. Учел он и опыт войны в Европе – "тигры" летали парами, а не звеном. Когда началась война, две эскадрильи из трех перелетели в Куньмин на китайском конце "Бирманской дороги", а одна была перебазирована в Мингалодон для прикрытия Рангуна.
Англичане поначалу не воспринимали "тигров" серьезно. Эти ребята, носившие под летными кожанками расписные гавайские рубашки и одевавшие вместо форменных фуражек бейсбольные шапочки, казались им персонажами какого-то голливудского фильма. Но когда началась война, англичанам пришлось изменить свое мнение.
Уроки Ченнолта пошли "тиграм" на пользу. Даже японцы вынуждены были признать, что Ки.27 тяжело тягаться с Р- 40, если их пилотировали хорошо подготовленные летчики. Бывали случаи, когда отдельные "тигры" зарабатывали до 2500 долларов в день (китайцы платили 500 долларов за каждый сбитый самолет). Конечно, это не было легкой работой. Сбивали они, сбивали их, а в плен японцам лучше было не сдаваться – к этому времени все это знали хорошо.