×
Traktatov.net » Рухнама » Читать онлайн
Страница 112 из 148 Настройки
Чтоб в сердце стремлений огонь не потух.
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!
Главу муж не склонит в невзгодной глуши,
Нет места печали в твердыне души,
Прекрасным порывом изъяны круши,
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!
Великим будь, ибо народ твой велик,
Туркменство нам низкими быть не велит,
Аллах духом щедрому благоволит,
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!
У отца есть право Бога

Духовной историей туркмен накоплен целый свод жизненных советов и предписаний, одно из которых народ изрек устами великого мудреца Горкут ата туркмена:

Право царя – право Бога.

Право отца – право Бога.

Право матери – право Бога.

Как видим, только троим – Царю, Отцу и Матери предоставил народ высочайшее право Всевышнего. При этом право царя означает обязанности перед ним каждого его подданного, право отца и матери заключается в долге перед ними детей.

Дети обязаны воздать родителям за то, что они подарили им жизнь, за их вседневные заботы и хлопоты, их неизбывную любовь и жертвенность. Если ребенок вырастает в хорошего человека, в этом тоже заслуга его родителей. Он должен быть благодарен им за это, как и за то, что они помогли ему встать на ноги, выйти в люди.

Господь, сотворя человека, сделал ребенка зависимым от родителей до тех пор, пока тот не достигнет зрелости. За свой приход в этот мир человек обязан Всевышнему, а вот родителям он должен быть благодарен за свое становление и формирование.

Однако молодым свойственны неоправданные амбиции: им порой кажется, что их становление произошло само собой, без участия кого бы то ни было. И лишь повзрослев и заведя собственную семью, человек прозревает, начинает понимать, что для него значили мать и отец. «Узнаешь цену кормильцу, когда сам станешь им», «Воспитавшего оценишь, когда сам будешь воспитывать». Так говорили наши предки.

У каждого возраста свои особенности. По-разному, в зависимости от прожитых лет, сын думает об отце:

В пять лет: «Мой папа все знает».

В десять лет: «Папа много знает».

В пятнадцать лет: «И я знаю много, как папа».

В двадцать лет: «Честно говоря, отец ничего не знает».

В тридцать лет: «А все-таки отец кое-что знает».

В сорок лет: «Хорошо бы обсудить этот вопрос с отцом».

В пятьдесят лет: «Отец знает все».

В шестьдесят лет: «Эх, если бы отец был жив, я бы смог посоветоваться с ним. Надо было беречь его, носить на руках».

Так уж мы устроены, что только потеряв, понимаем, чего лишились. Ценить родителей надо всю жизнь, и дети туркмен должны знать это, учиться этому. Они должны понимать, что само появление на этом свете для человека счастье. А вот сделать счастливой свою судьбу зависит от самого человека. Учиться этому надо с детства, и первая заповедь здесь: уважай родителей, ибо с этого чувства начинается счастье, благополучие ребенка, познав которое, он и в дальнейшем будет постигать мир как счастливое пространство, дарованное Господом. Сделать свою жизнь полнокровной, осмысленной не только наше право, но и святая обязанность.

…Всевышний одарил меня счастьем родиться на этой земле, но я рос, лишенный материнской ласки и отцовской заботы. Поэтому я раньше других осознал значение родителей – еще до того, как сам стал отцом. С особой остротой я ощущал свою обездоленность, когда видел, как отцы моих сверстников с любовью гладят своих сыновей по голове. Мне остро не хватало отцовской улыбки, с которой встречали моих друзей их отцы.