В силу ряда заболеваний мужчина может оказаться не способным к деторождению, хотя в соответствии с презумпцией отцовства мужа матери ребенка и записывается отцом последнего. Для всех таких случаев в ст. 56 КоБС Украины содержится следующее правило. Отцовство (материнство) может быть оспорено в судебном порядке в течение одного года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать, что оно, не будучи отцом (матерью) ребенка, записано в качестве отца (матери) в органах записи актов гражданского состояния. Запись об отцовстве несовершеннолетнего лица может быть оспорена в течение годичного срока, исчисляемого не со времени, когда ему стало известно о записи, а со времени достижения им 18 лет.
Возникает вопрос о возможности оспаривания отцовства лицом, совершившим акт признания ребенка в ЗАГСе, полагая, что ребенок произошел от него, но выяснившего впоследствии (в результате ознакомления с перепиской, признания матери или иным способом), что отцом ребенка является другое лицо. По смыслу закона оспаривание должно допускаться и в этом случае, хотя запись об отце и была произведена по его воле. Реальна и ситуация, когда мужчина и признает ребенка в ЗАГСе как своего, о чем производится соответствующая запись, хотя и знает, что ребенок произошел от другого лица. Это делается иногда при заключении брака с матерью ребенка, чтобы избежать сложной процедуры усыновления. А потом в связи с созданием в семье конфликтной ситуации и расторжении брака с матерью ребенка такое лицо предъявляет иск об оспаривании отцовства. Этот иск не должен удовлетворяться, поскольку лицо, признавшее себя отцом, не заблуждалось относительно происхождения ребенка. Оно знало, что отцом ребенка является другой мужчина. Запись в актовой книге была произведена по его воле, поэтому нельзя считать, что его право было нарушено. И только если сохранение записи об отцовстве противоречит интересам ребенка, иск может быть удовлетворен, а запись аннулирова на.
Реже встречаются случаи оспаривания материнства. Надобность в этом возникает при совершении ошибочной записи о матери (записана вместо матери ребенка ее сестра, соседка по палате в связи с тем, что перепутаны дети, и т. д.). Например, был случай, когда в больницу вечером привезли двух женщин, у которых начались роды. Женщины были из одной и той же деревни, и фамилия их была одна и та же, хотя в родстве они не состояли. Обе были Сидоровы - Наталья Ивановна и Мария Николаевна, одна мать назвала сына Колей, другая - Володей. Через некоторое время матери уехали с новорожденными домой. Прошло два с половиной года, и в деревне, где жили Сидоровы, все больше стали говорить о том, что Коля - сын Натальи Ивановны - поразительно похож на Марию Николаевну. "Одно лицо", - уверяли соседи. В Киев было послано письмо, в котором Сидоровы просили помочь им разобраться, своих ли сыновей они воспитывают. Была проведена судебно-медицинская экспертиза. Медики взяли пробы крови и у ребят и у родителей. Были проведены сложные биологические исследования и сопоставления, которые и привели к выводу: Коля не может быть сыном Натальи Ивановны и ее мужа, а вот сыном Марии Николаевны и ее мужа он может быть.