– Но вы живы, божественный «пинцет» вас миновал, – сказал старик. – Поверьте, если вы живете, значит, вы еще нужны здесь. А ваш мальчик – он нужен там. Проводите его с Богом – и живите!
– Дети не должны уходить раньше родителей, – упрямо сказала я. – Вам просто меня не понять.
– Мне? Нет, я понимаю. Я проводил всех своих, всех. Супругу, сыновей, внучку. Справедливо, несправедливо – кто я такой, чтобы судить об этом? Так случилось.
– Ох, простите… Соболезную. Вам, наверное, очень одиноко?
– Они все здесь лежат. Но мне не одиноко, нет. Я прихожу сюда, на кладбище, и разговариваю.
– С ними?
– Нет, совсем нет. Им это уже не нужно, с ними Бог разговаривает. Я прихожу к живым. Посидеть рядом, поговорить, объяснить, утешить… Это то, что я могу и что мне по силам.
– А почему вы это делаете?
– Кто-то же должен. Чтобы жизнь продолжалась!
Да, он был прав: мне очень трудно было принять случившееся и отпустить сына, потому что я была уверена, что лучше знаю, как справедливо и как нужно. Но обижаться на Бога – глупо и бессмысленно. Это все равно что брови, которые обижаются на свою хозяйку.
– Идите жить, Верочка. Любите мужа, рожайте еще детей, радуйтесь каждому дню и каждому событию. А вашему мальчику – светлая память.
– А он на меня не обидится? – спросила я, глядя на портрет сына.
– Он за вас порадуется, – твердо ответил старик. – Он ведь перестал быть Частью и присоединился к Целому. Значит, он теперь тоже – Бог. Вы в него верите?
Я верила, теперь – верила. Если мой сын тоже стал Богом, тогда конечно. Благодаря этому странному старику моя маленькая вера подросла и окрепла. А если не верить – можно с ума сойти, отравить всю жизнь в радиусе досягаемости, смять себя, разрушить все окружающее пространство и все равно ничего не добиться.
«Господи, на все воля твоя…», – слова молитвы затрепетали, наполнились смыслом, я их наконец-то не просто поняла, а прочувствовала. Но была еще и моя воля, распространяющаяся только на мой маленький мир. «По образу и подобию» – это тоже теперь виделось по-другому. Если я сижу в оцепенении на кладбище и умерщвляю себя, это, скорее всего, отражается и где-то в большом мире. Я бросила последний взгляд на сына и волевым усилием подняла себя со скамейки.
– Спасибо, – сказала я. – Спасибо вам. Не скажу, что я совсем успокоилась, но я поняла и буду стараться. Теперь я пойду. Надо, чтобы жизнь продолжалась…
– С Богом, – напутствовал меня старик.
– А вы?
– А я, пожалуй, пока останусь. Вдруг кто-то еще сейчас убивается от горя, потерял веру и блуждает впотьмах?
– И вы подадите ему руку помощи и выведете на свет, – сказала я. – Чтобы жизнь продолжалась…
Переход вокруг нас
У нас происходят странные и страшные события. Впечатление, что многие люди потеряли разум. Страна на грани войны. Очень страшно. Пожалуйста, напишите сказку для нас!
Странная душа
Знаете ли вы, что не только люди, но и страны обладают душами? Их называют «Странные Души», от слова «страна». А еще потому, что странствуют они по своим государствам, на труд и на творчество жителей вдохновляют, совесть пробуждают, влюбленным покровительствуют, обиженных утешают. Такие вот они, Странные Души…