— Ну, отчего же… Приходило! — невесело усмехнулся я. — Несколько писем им написал. Впрочем, не только им…
— Ну и? — вопросительно изогнул бровь Алексей.
— Молчанье было мне ответом! — перефразировал я классика. — Даже отписок не было!
— Это просто безобразие! — решительно сказал князь. — Вернусь в Питер — немедленно разберусь, кто там еще такой умный завелся! А к тебе комиссию из Морского Технического комитета пришлю. Чтобы они возможности производства оценили и заключение дали — что ты здесь на месте изготавливать можешь, а что будет лучше другим передать!
— Думаю, что изготовить на месте мы можем практически все, что угодно! — прихвастнул я. — От стволов, до станков! Просто нам сейчас конструкторов всего этого артхозяйства не хватает. А технологов хороших у меня достаточно. Им только чертеж изделия дай — в лучшем виде производственный цикл наладят. И материалы необходимые опытным путем подберут.
— Может ты мне сейчас скажешь, что у тебя и артполигон в пяти верстах от Нижнего имеется? — шутливо прищурился адмирал.
— Вот чего нет, того нет! — покачал я головой. — Кто же позволит простому купцу 1-й Гильдии в самом центре Российской империи из пушек стрелять? Тут еле-еле уговорил губернатора, чтобы позволил стрелковый тир устроить. Винтовки ведь где-то пристреливать надо? Пришлось ему наплести с три короба… А изготовление порохов? Полукустарщина, конечно, но ведь по двадцать тысяч патронов в месяц, винтовочных и револьверных, мы изготавливаем. И опять-таки — совершенно частным порядком, без всякого госзаказа. Как партизаны-подпольщики, блин… Сижу и каждый день жандармов жду! А уж орудия…
— Это дело мы исправим! — кивнул князь, все-таки начав что-то черкать в своем блокноте. — Артполигона у тебя, конечно, не будет, но все остальное проведем через заказы от Морведа. Раз твой дружок Николай не чухается… И вместе с комиссией МТК я тебе все равно роту моряков пришлю. Дружинники твои, может и хороши, но профессиональные военные все же надежней! Ладно, раз с организационными вопросами закончили — хвались, что за стволы: калибры, длина, тип, сроки изготовления?
Я очень подробно рассказал князю о каждом изделии. Адмирал порадовался довольно широкой номенклатуре, но все-таки не преминул еще раз отчитать за недостаточную проработку проекта в целом.
— Ну, прости, князюшко, — мне даже как-то стыдно стало. — Мы ведь не думали, что русско-японская война вместо 1904 в 1888 году начнется! Мне бы еще годика три-четыре…
— Ты здесь и так почти четыре года сидишь! — отрезал князь, но тут же смягчился. — Ладно-ладно, я ведь понимаю — инерция такова, что я удивлен, как ты вообще хоть что-то сделал. Ну, показывай дальше! Что там у нас следующим номером программы? Броня?
Я гордо продемонстрировал стальные плиты толщиной 150 миллиметров, не забыв пояснить, что броня эта катаная, хромоникелевая, гетерогенная.[45]
— Неплохо, неплохо! — вальяжно одобрил нашу работу адмирал, зачем-то пощелкивая ногтем по плитам. — А почему здесь ассортимент такой маленький? Листы только одной толщины? Почему нет потолще или потоньше? А то эти 150 миллиметров для броненосца маловато, а для крейсера избыточно!