×
Traktatov.net » Здоровье, 1957 № 02 (26) » Читать онлайн
Страница 32 из 60 Настройки


Фракасторо


Шли годы… Никто, однако, не смог увидеть «зародышей», вызывающих чахотку. Зато неоспоримым было другое: заболевание часто поражает целые семьи. Постепенно многие из врачей начали склоняться к мнению, что чахотка — болезнь наследственная. Такая точка зрения держалась в науке довольно долго и была окончательно опровергнута лишь недавно.

К началу XIX века улучшилось распознавание болезней, особенно после того, как врачи стали пользоваться новыми методами исследования: выстукиванием и выслушиванием.

Анатомические вскрытия показали, как выглядят легкие и другие органы при чахотке. Появилось и само название «туберкулез», происходящее от латинского слова «tuberculum», что значит бугорок. При туберкулезе во всех пораженных органах встречаются специфические образования, имеющие вид маленьких бугорков. В старых русских книгах туберкулез часто называли бугорчаткой.


Замечательное открытие Роберта Коха

В середине XIX века некоторые врачи впервые поставили опыты, доказывающие заразительность чахотки. Наиболее убедителен был опыт французского врача Вильмена. Он брал кусочек легкого человека, умершего от чахотки, и вводил его кроликам и морским свинкам. Во всех случаях у животных развивался туберкулез. Однако когда Вильмен доложил о своем исследовании Парижской академии наук, члены ее нашли возможным лишь холодно поблагодарить автора за сообщение, но не приняли никаких мер к распространению его учения. А через 5 лет медицинский факультет в Париже присудил премию другому ученому, отвергавшему заразительность туберкулеза.

Во второй половине XIX столетия начала бурно развиваться новая наука — бактериология. Ее успехи были обусловлены всем прогрессом науки и техники. Хорошие микроскопы и различные химические вещества, которыми можно было красить живые ткани, позволили ученым увидеть первых микробов, являющихся причиной различных заболеваний. После этого поисками возбудителей болезней занялись десятки врачей. Немало было охотников за неведомым микробом туберкулеза. Среди них был и немецкий ученый Роберт Кох. Целые дни он проводил то в своей лаборатории, то в туберкулезном отделении больницы. Мочу, мокроту, кусочки легкого умерших от туберкулеза — все исследовал Кох, везде искал он таинственного возбудителя болезни. Однажды, изучая под микроскопом содержимое туберкулезного бугорка, окрашенного особыми анилиновыми красками, Кох увидел тоненькие, изящные палочки. Но прежде чем сообщить миру о замечательном открытии, осторожный ученый вновь и вновь повторял свои исследования: он изучил свойства палочки, добился, чтобы обнаруженные им микробы вызывали у животных развитие туберкулеза. Только после всех этих опытов, 24 марта 1882 года, Кох выступил на заседании Берлинского физиологического общества с сообщением об открытии возбудителя туберкулеза. Доклад Коха был построен так ясно и четко, факты были так убедительны, что у самых ярых скептиков не нашлось возражений. В этот день кончился вековой спор о том, является ли туберкулез заразной болезнью или нет.

Была найдена причина болезни, но еще многое предстояло узнать, чтобы научиться бороться с туберкулезом. Между врачами возник спор о том, как в большинстве случаев происходит заражение: через пищу или при вдыхании палочки с воздухом. Для доказательства последнего предположения был проделан остроумный опыт. Ковер, загрязненный туберкулезной мокротой, высушили, а затем почистили сухим веником в комнате, где стояла клетка с морскими свинками. Через некоторое время из 48 свинок, бывших в клетке, 47 заболели туберкулезом.