- Ты правильно все поняла, - ответила Вэл. - Только не надо мне опять твердить о том, что ты не против смерти, потому что уже передала свои воспоминания дочерям. Проклятие, ты очень даже ПРОТИВ, и если Джейн поможет тебе спастись, ты сделаешь все, чтобы сохранить ей жизнь.
«Бери за руку рабочего и иди на свет. Лети к звездам и исполняй свою работу. А я, оставшись здесь, попытаюсь спасти твою жизнь. Жизнь Джейн. Я постараюсь спасти всех нас».
Джейн дулась. По пути в Милагр Миро не раз пытался разговорить ее; подходя к кораблю, он непрестанно вызывал ее - тщетно. Она молчала, следуя примеру Вэл, которая даже смотреть на него не хотела, не говоря уж о том, чтобы поговорить.
- Хорошо, я злой, я плохой, - наконец не выдержал Миро. - Вы все ни черта не делаете, я единственный что-то предпринял, и я же плохой. А вы жертвы.
Вэл покачала головой и ничего не ответила.
- Ты умираешь! - заорал он, перекрикивая шум воздуха, обтекающего нос флайера. - Джейн вот-вот казнят! Что хорошего, если вы и дальше будете сидеть на одном месте, ничего не делая? Что, неужели никому и попробовать нельзя?
Вэл прошептала что-то, но Миро не расслышал ее.
- Что?
Она отвернулась.
- Ты сказала что-то, и я хочу услышать твои слова!
Голос, который ответил, принадлежал не Вэл. Это заговорила с ним Джейн:
- Она сказала: "За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь".
- Что значит "за двумя зайцами"? - повернулся Миро к Вэл, как будто она действительно повторила свои слова.
Вэл посмотрела на него:
- Джейн можно спасти только в том случае, если она будет помнить все о своей жизни. Если ты просто перенесешь ее в меня как бессознательный источник воли, ничего не получится. Она должна остаться собой, и в этом случае она сможет восстановиться, когда восстановится сеть анзиблей. А это сотрет мою личность. Если же мои воспоминания, моя личность останутся, какая разница, Джейн или Эндер управляют моей волей? Тебе не спасти меня и ее одновременно.
- Ты-то откуда знаешь? - нахмурился Миро.
- Оттуда же, откуда и ты. Тебе почему-то можно говорить такое, чего никто не знает! - закричала Вэл. - Я логическим путем дошла до этого! Это логично. И этого достаточно.
- Тогда почему ты, руководствуясь той же логикой, не можешь предположить, что сможешь вместить ее воспоминания, не теряя свои?
- Потому что тогда я свихнусь, - ответила Вэл. - Потому что в таком случае я буду помнить себя девушкой, которая из воздуха появилась "прямо посреди корабля и чьим первым настоящим воспоминанием было твое тело, рассыпающееся в пыль.
И вместе с тем я буду помнить три тысячи лет жизни вне тела, где-то в пространстве и… Какой человек сможет вместить в себя эти воспоминания? Ты об этом подумал? Разве возможно вобрать в себя Джейн и все то, что она есть, что она помнит, знает и может делать?
- Джейн очень сильна, - возразил Миро. - Но она не умеет пользоваться телом. У нее нет инстинктов. И никогда не было. Ей придется прибегнуть к твоим воспоминаниям. Придется оставить тебя.
- Как будто ты знаешь!
- Знаю, - огрызнулся Миро. - Не знаю откуда, но знаю.