Полковник Монро прочитал эти строки глухим голосом, потом уронил газету.
Мы молчали. Смерть Наны Сахиба, на этот раз неоспоримая, освобождала нас от всяких опасений в будущем.
Через несколько минут молчания полковник Монро провел рукой по глазам как бы для того, чтобы прогнать страшные воспоминания, и спросил:
— Когда нам надо уезжать из Аллахабада?
— Завтра, на рассвете, — ответил инженер.
— Банкс, — вновь заговорил полковник, — нельзя ли нам остановиться на несколько часов в Канпуре?
— Ты хочешь?..
— Да, Банкс, я бы хотел… я хочу еще раз увидеть… последний раз Канпур!
— Мы там будем через два дня, — просто сказал инженер.
— А потом? — вновь спросил полковник.
— Потом?.. — ответил Банкс. — Мы продолжим экспедицию к Северной Индии.
— Да!.. На север! На север! — сказал полковник голосом, который взволновал меня до глубины души.
Воистину можно было подумать, что сэр Эдуард Монро сохраняет некоторые сомнения по поводу исхода последней битвы между Наной Сахибом и представителями английской власти. Имел ли он основание идти против того, что казалось самой очевидностью?
Будущее покажет.
Глава X
VIA DOLOROSA[112]
Когда-то королевство Ауд было одним из важнейших на полуострове, да и теперь оно одно из самых богатых в Индии. Некоторые из его правителей были сильными, другие слабыми. Слабость одного из них — Ваджад-Али-Шаха — привела к тому, что 6 февраля 1857 года его королевство аннексировала Ост-Индская компания. Как видно, это произошло всего за несколько месяцев до начала восстания, и на его территории произошли самые ужасные массовые убийства, за которыми последовали жестокие репрессии.
Два названия остались печально известными с той поры — Лакхнау и Канпур.
Лакхнау — столица, Канпур — один из главных городов старинного королевства.
Полковник Монро хотел поехать в Канпур, куда мы и прибыли утром 29 мая, следуя по правому берегу Ганга, через плоскую равнину, где простирались огромные поля индиго. Два дня Стальной Гигант двигался со средней скоростью три лье в час, преодолев, таким образом, 250 километров, отделяющих Канпур от Аллахабада.
Мы были теперь в тысяче километров от Калькутты, пункта нашего отправления.
Канпур, город с шестьюдесятьютысячным населением, тянется по правому берегу Ганга узкой полосой в пять миль. Там имеются военные поселения, где размещены в казармах семь тысяч человек.
В этом городе, несмотря на его древность — говорят, он возник до христианской эры, — турист тщетно искал бы какой-нибудь памятник, достойный внимания. Нас привело сюда отнюдь не чувство любопытства, но единственно воля сэра Эдуарда Монро.
Утром 30 мая мы оставили лагерь. Банкс, капитан Худ и я двинулись за полковником и сержантом Мак-Нилом по скорбному пути, который хотел проделать в последний раз полковник Монро.
Вот что надо знать и что рассказал мне вкратце Банкс.
Канпур, надежно защищенный войсками в момент аннексии королевства Ауд, к началу восстания насчитывал всего 250 солдат королевской армии против трех туземных пехотных полков (1-го, 53-го и 56-го), двух полков кавалерии и одной артиллерийской батареи армии Бенгалии. Кроме того, там было значительное число европейцев, служащих, чиновников, негоциантов и т. д., 850 жен и детей офицеров 32-го полка королевской армии, который стоял гарнизоном в Лакхнау.