×
Traktatov.net » Не верьте цифрам! » Читать онлайн
Страница 350 из 368 Настройки

Подумайте сами. В вышедшей в 2005 г. книге «Власть, скорость и форма: инженеры и достижения XX века»[278] верх инженерного искусства описывается как нечто, сочетающее в себе «эффективность, экономичность и красоту»[279] – т. е. ту самую гениальную простоту и эффективность, которые характеризуют индексный фонд. Наш индексный фонд – полная противоположность дискредитовавшему себя «финансовому инжинирингу» Уолл-стрит с его умопомрачительно сложными продуктами, чрезмерными затратами и рисками, а также ориентацией на спекуляции, что стало одной из причин глобального финансового кризиса, обрушившегося на Мейн-стрит. И сегодня Vanguard – самый большой взаимный фонд в мире[280].

Но предложенная нами модель за все эти годы так и не была скопирована нашими конкурентами, и мы по-прежнему остаемся отщепенцами в своей отрасли. Мы делаем ставку на ответственное служение нашим клиентам, а не на активные продажи; на управление активами, а не на маркетинг; на долгосрочное инвестирование, а не на краткосрочные спекуляции. В этом отношении наша деятельность перекликается с карьерой Исайи Уильямсона, который заработал свое состояние благодаря своему трудолюбию и честному ведению бизнеса, а не спекуляциям.

Труд и капитал

Когда капитал используется для спекуляций, а не инвестиций, связь между трудом и капиталом в обществе искажается. Разумеется, как напоминал нам Авраам Линкольн, капитал имеет свои права, достойные их защиты; и частная собственность есть плод труда, в мире она является положительным благом. Эта философия резонировала с взглядами Теодора Рузвельта, который в 1910 г. процитировал слова Линкольна и добавил:

[Мы должны стремиться к] установлению равенства возможностей, ликвидации привилегий и приданию жизни и гражданству каждой отдельной личности наивысшей ценности для нее самой и для всего общества… [в этом случае] общество получит от каждого гражданина максимум того, что он в состоянии создать… Ни один человек не может получить ни доллара, если этот доллар не был им должным образом заработан. Каждый полученный доллар обязан соответствовать оказанным услугам стоимостью в один доллар – не спекуляции акциями, а оказанным услугам[281].

«Не спекуляция акциями, а оказанные услуги» – поистине достойный стандарт. А между тем, когда я смотрю на наше сегодняшнее общество, меня ужасает наша склонность возвышать тех, кто зарабатывает свой хлеб финансами, и недооценивать тех, кто зарабатывает на жизнь реальным трудом. В недавно вышедшей книге «Мастер»[282] ее автор Ричард Сеннет приводит доказательства в пользу той полезной работы, которую вы учились делать: «Мышление неотъемлемо от труда… работа, которая делается руками, питает работу ума… учась хорошо работать, люди учатся управлять собой… и в конечном итоге приходят к тому, что становятся хорошими гражданами»[283]. Вы, новоиспеченные выпускники Свободной школы Уильямсона, уже должны знать некоторые из основных составляющих полезного знания, перечисленных автором:

Умение уравновешивать независимость и власть; умение не бороться с сопротивляющимися силами, а поставить их себе на службу; умение выполнять задачи, прилагая «минимум усилий»; умение смотреть на людей и вещи с доброжелательным воображением; и, самое главное, умение играть.