×
Traktatov.net » Империя. На последнем краю » Читать онлайн
Страница 149 из 163 Настройки

– А если император Карл обратится к нам за поддержкой?

Гурко запнулся.

– Прошу простить, ваше величество, но мы что, будем воевать с Германией за сохранение Австро-Венгрии? Не говоря уж о политических моментах, смею обратить ваше внимание, государыня, что в настоящее время боеспособность австро-венгерской армии крайне низка и напоминает скорее состояние румынской армии в момент вступления этой страны в Великую войну. Румыния была немедленно разгромлена, ее территория оккупирована, а румынский король всю войну прятался в России. Нам нужна подобная Австро-Венгрия в союзниках? Кроме того, если наши балканские союзники увидят, что мы собираемся помогать сохранять ненавистную им Двуединую монархию, то мы полностью утратим контроль над Новоримским Союзом. В той же Италии это вряд ли многим понравится.

Маша кивнула, а главковерх закруглил тему:

– В результате таких наших действий события начнут развиваться непредсказуемо. Стоит той же Румынии начать ввод войск в Трансильванию, как повторится история с выстрелами в Сараево летом 1914 года, которая, как помнит ваше величество, и привела к Великой войне.

Маша изучала карту с указанием размещенных войск сторон. Да, все блефуют, каждый надеется урвать себе кусок и при этом ничем особо не пожертвовать.

– Как военный договор о «Малой Антанте» оговаривает помощь союзникам?

Гурко кивнул:

– Понимаю вашу мысль, ваше величество. Мы имеем союзнические обязательства по отношению к отражению внешней агрессии на территорию одного или нескольких членов «Малой Антанты». Если же они сами начнут агрессию, то защищать их члены «Малой Антанты» не обязаны. Так, в частности, поступила Италия, отказавшись вступать в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии на том основании, что они сами начали войну, а не стали жертвой агрессии.

Императрица удовлетворенно кивнула.

– Если румыны хотят воевать за Трансильванию, то пусть воюют. Я не военный эксперт, но смею полагать, что легкой прогулки там не будет.

– Это так, ваше величество. Венгерский гонвед достаточно сплоченная и серьезная сила, а с румынами у них давние счеты. Но, смею напомнить, что вопрос румынского замужества дочери Николая многими в Бухаресте воспринимается именно в контексте возможного участия России в войне на стороне Румынии. Как, впрочем, и в Белграде такие же настроения. Кроме того, если германцы начнут ввод войск, то мы не сможем не двинуть войска в ответ, ведь тут вопрос не только в формальных обязательствах, но и в том, чтобы сохранить лицо и статус великой державы.

Маша задумчиво откинулась в кресле.

– Свадьбы намечены на 22 ноября. За это время может случиться все что угодно.

Например, выздоровеет Миша и снимет с нее этот груз. Вслух же она продолжила:

– Германцы рвутся до плебисцита, так?

Гурко утвердительно склонил голову:

– Точно так, ваше величество. А плебисцит 13 октября – через пять дней.

– Значит, Василий Иосифович, нам нужно сохранить лицо. Чтобы, как любит выражаться государь, дай Бог ему скорейшего выздоровления, и наши волки оставались целы, и чтобы наши овцы были сыты. Так что понаблюдаем пока за германскими успехами.