Разумеется, рост количества университетов в США также способствовал демократизации экономики и общества. В пропорциональном отношении в этой стране в вузы поступает больше людей, чем в какой-либо другой. Как следствие, увеличилось количество учащихся начальных и средних классов среди представителей всех социальных групп. Но XXI век, отмеченный растущим неравенством, снижением экономической производительности и отсутствием эффективной системы оценки национального образования, поставил перед нами вопрос: насколько успешна созданная нами система? Классическое образование разрушено, этого уже никто не отрицает[912].
Во многих случаях наличие диплома о высшем образовании приводит не к увеличению, а к сокращению экономических возможностей человека[913]. Клэй Ширки пишет:
Если вы хотите узнать, что представляет собой колледж в этой стране, забудьте про Суортмор[914] с его 1500 студентов. Вспомните об Общественном колледже Хьюстона с 63 000 студентов. Подумайте о длительной процедуре подачи документов на поступление. Подумайте о пригородных школах. Подумайте о стариках. О бедных. Подумайте о студентах, воспитывающих детей, работающих на условиях частичной занятости, о студентах вечернего отделения. Подумайте о 50 % отчисленных. Подумайте о двух годах обучения. (Таково официальное правило, но на самом деле большинству требуется больше двух лет, чтобы завершить учебную программу. Если они вообще ее заканчивают.) Подумайте о практике на площадке сторонних организаций…И что в результате? Диплом, который стоит немногим более, чем квитанция о выполнении работы где-то и кем-то. Эмпайр Стейт Колледж, Колледж Excelsior, Колледж Томаса Эдисона – все эти вузы и многие другие транслируют суммарные оценки в запись в дипломе, которая при этом ничего не говорит об учебном плане[915].
Традиционный колледж теряет свой престиж для большинства американцев. Провал американской системы образования в нынешней экономической ситуации – притча во языцех в ежедневных новостях.
Но из пепла, в который обратились высшие школы в результате кризиса, возрождается феникс больших возможностей. Традиционная система образования переживает кризис, но при этом доля людей, получивших высшее образование, оказывается самой высокой за всю историю. С момента появления интернета и его коммерциализации заметно выросло производство контента для дилетантов. «Создание новых, бесплатных или недорогих, простых в использовании платформ вслед за пионерами – Wikipedia и Linux – привело к росту креативности, предпринимательских амбиций и совместных проектов», – отмечает Мэтью Тейлор, главный исполнительный директор Королевского общества по стимулированию искусств, промышленности и коммерции, Великобритания, и один из многих авторов, восхищающихся эпохой креативности, в которую мы живем