Безусловно, «агрессивная» приватизация и значительный приток иностранного капитала смущали многих. Бывший министр экономики Грузии Владимир Папава считает: «Крупномасштабная приватизация, начатая в 2004 году, проходила с нарушением законодательства. Именно таким путем в Грузию вошли российский, казахский и арабский капиталы… В некоторых случаях другое государство становилось владельцем государственной собственности Грузии (например, после продажи “Тбилгази” его собственником стала государственная компания Казахстана), что считаться приватизацией не может»[69].
Каха Бендукидзе возражает критикам: «Да кто бы купил предприятие за большие деньги, если бы было нарушение законодательства!»
«Мы продавали все, что можно. Но самой болезненной темой была приватизация инфраструктуры водоснабжения [“Тбилцкалканали”[70]]. Противники говорили: “Представляете, они даже воду продали!” Мне абсолютно непонятно, почему телекоммуникационную компанию можно приватизировать, а водопровод – нет. Это же муниципальные услуги!» – говорит Екатерина Шарашидзе. В октябре 2007 года швейцарская Multiplex Solutions победила в конкурсе на приватизацию компаний, занимавшихся водоснабжением Тбилиси («Тбилцкалканали») и Мцхета («ЖинвалГЭС»), а также водоочистных сооружений города Гардабани. По условиям контракта новый владелец заплатил за все объекты 85,7 миллиона долларов и должен инвестировать в их восстановление и дальнейшее развитие еще в общей сложности 350 миллионов долларов[71].
Родилась 1 февраля 1974 года. После окончания средней школы вместе с семьей переехала из Грузии в США, где жила в течение 15 лет.
Закончила школу государственного управления Дж. Кеннеди в Гарварде и бизнес-школу Слоун Массачусетского технологического института.
По возвращении в Грузию занимала должность специального советника президента Грузии по вопросам экономического развития и прямых зарубежных инвестиций. В ноябре 2006 года назначена на пост руководителя администрации президента Грузии. С февраля по декабрь 2008 года занимала должность министра экономического развития. После этого и до января 2010 года опять возглавляла президентскую администрацию.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) отметил значительное улучшение состояния дел в области приватизации крупных предприятий в Грузии, повысив соответствующий индикатор с 3,3 балла в 2003 году до 4 в 2007 году[72].
Может показаться, что прогресс невелик, но только 7 из 29 стран с переходной экономикой получили такую же оценку (показатель России за тот же период понизился с 3,3 до 3). Значение индекса, равное 4, означает, что более 50 процентов государственных предприятий и сельскохозяйственных активов перешли в частную собственность и достигнут значительный прогресс в корпоративном управлении ими[73].
Одна из последних мер по приватизации крупных компаний (так называемых предприятий стратегического назначения) – законодательная подготовка продажи «Почты Грузии», даже в столичных отделениях которой мало что изменилось за последние лет тридцать (если не считать продолжающегося обветшания).