×
Traktatov.net » Мои живописцы » Читать онлайн
Страница 18 из 49 Настройки

>Вероника Веронезе 1872 г.


Прерафаэлитов вначале было трое: Данте Габриэль + Хомен Хант + Джон Эверетт Милле. Как и большая часть живописцев Европы, английская живопись к середине XIX века достигла стадии академизма. Полотна были тёмные, по большей частью скучные, второстепенных живописцев была целая толпа. Блистательных талантов? Пожалуй, ни одного. Сын итальянских родителей, кровь от крови солнца и винограда, и лавров, и руин, Данте Габриэль, должно быть, жестоко страдал от вечно сумеречной Англии и мало сексуальных, прагматичных и злых англосаксов. Эти все качества — прагматичность, и злость, и малосексуальность — создали британцам огромную империю, где никогда не садится солнце, но они же делали их скучной работящей колониалистской державой. Агрессивные матросы, солдаты и надсмотрщики над колониями, но не artists.

Прерафаэлиты под руководством итальянца проповедовали возврат к традициям итальянского искусства, каким оно было до Рафаэля. К традициям Джованни Беллини, Перуджино, Фра Анжелико. К солнечным бликам на мраморе, к оттенкам зелени лавра, к блистательным могилам Италии, к её кипарисам и языческой мифологии.

На их картинах прерафаэлиты ставили загадочные три буквы P.R.B. — Pre-Raphaelite Brotherhood.

Почему именно до Рафаэля? Потому что, хотя пошлые мадонны с младенцами опозорили мировое искусство ещё до Рафаэля, именно Рафаэль — этот молодой манерный любимчик римских пап — послужил последней каплей, девальвировавшей искусство.

Прерафаэлитов поддержал молодой, но уже известный критик искусства Джон Рёскин. В их ряды вошёл важный персонаж — живописец и дизайнер Уильям Моррис. И впоследствии видные живописцы Эдвард Бёрн-Джонс, Джон Уильям Уотерхауз и другие.

Собственно P.R.B. братство просуществовало недолго. Несколько лет в 50-х годах XIX века, а потом въелось в английское искусство и стало символизмом.

Важным было не только какие цели они преследовали в искусстве, но и их образ жизни.

Данте Габриэль Россетти привил Братству свои собственные черты. Обыватель сказал бы пороки, но я не стану считать пороками их образ жизни.

В жизни Данте Габриэля были две страсти. Божественного происхождения женщина и опиум. Обе были также и средствами постижения мира.


>Сон наяву 1880 г.


Первой была Элизабет Сидолл. Данте впервые встретил её в 1850 году, то есть ему тогда было 22 года. Женился он на ней только в 1862-м, и умерла она через два дня после свадьбы. По официальной версии умерла от туберкулёза, усугублённого тем обстоятельством, что другой прерафаэлит Джон Эверетт Милле писал с неё утонувшую Офелию. Прерафаэлиты писали с натуры, была зима, Элизабет лежала в холодной ванной позируя.

Более правдоподобной считается сейчас версия, что умерла она от намеренной передозировки опия. Она была зависима от «лаунданиума» — спиртовой настойки опиума. Данте Габриэль изобразил её на множестве полотен. На одном из них она держит цветок мака в ладони. Аленький цветочек.

Данте Габриэль мучил своих женщин и мучился ими. Он мучил их даже после смерти. Оригинальный и манерный поэт, он положил в гроб Элизабет Сидолл свой поэтический шедевр — рукописную книгу «Дом Жизни», в которой содержимое — 101 сонет. Он хотел, чтобы с ней ушли и его стихи. Россетти завернул стихи в её волосы.