В прошлом маневры Марка приносили ему успех. Ему удавалось притупить бдительность Джоанны, или заставить ее нуждаться в нем, или принудить ее подчиниться ему из чувства вины или страха. Но все эти приемы больше не работают. Они почти всегда перестают работать через какое-то время. Люди не любят, когда их контролируют, и в конце концов манипуляции порождают сильное чувство протеста. Далее следует борьба, энергия тратится впустую, и в результате наступает бессилие — отсутствие власти. Ситуация Марка и Джоанны — лишь частный пример игр в борьбе за власть друг над другом.
Марк хочет секса. А Джоанна не хочет, по крайней мере, так он это воспринимает. Он может пытаться добиться своего прямым и грубым способом, просто начав ее лапать, а может, либо в другие моменты, либо даже одновременно, действовать и значительно более тонко. Мы видели, как он пытается подкупить Джоанну, часами подготавливая почву для того, чтобы перейти к сексу. Мы видели, как он скрывает свои чувства, пытается вызвать у нее чувство вины, прикидывается заинтересованным в ее делах, пытается напоить ее и начинает на нее дуться. Когда и тонкие маневры Марка не срабатывают, он вынужден рассматривать более грубые меры, как в случае его фантазии об изнасиловании той ночью, или как в тех случаях, когда он сжимает кулаки и кричит на нее.
Если у вас есть буханка хлеба, которую я хочу заполучить, я могу просто выхватить ее у вас и, прижав вас к земле, съесть ее. Это грубый подход. Я также могу заполучить эту буханку другими средствами. Я могу убедить вас, что она моя и что у меня больше прав на нее, чем у вас. Я могу воздействовать на вас, притворившись, что я безумно голоден, так что вы отдадите ее мне из чувства вины или стыда. Я могу запугать вас, угрожая вам словесно и описывая, что произойдет с вами, если вы ее не отдадите. Я могу с улыбкой на лице выцыганить ее у вас. Все те же маневры применимы и к сексу.
В повседневной жизни нас чаще всего контролируют тонкими методами. Мы лишь в редких случаях ясно осознаем, как эти методы достигают своей цели, несмотря на то что сами применяем их к окружающим. Физическая сила не является той непосредственной базой, на которой основан их успех. Все те маневры, что используют Марк и Джоанна, будь то грубые или тонкие, психологические или физические, наступательные или оборонительные, подпадают под определение игр власти и являются основным предметом этой книги. Игры власти это инструменты контроля и конкуренции. Когда эти игры вторгаются в отношения любви и сотрудничества, они кардинальным образом трансформируют их.
Давайте рассмотрим еще одну ситуацию, где игры власти используются систематически — на работе.
А тем временем в офисе…
Сейчас четыре часа пополудни — до окончания работы остается час. Вы усердно трудились весь день; вы позволили себе лишь два пятнадцатиминутных перерыва на кофе и получасовой перерыв на обед. Пока вы с нетерпением ожидаете окончания рабочего дня, ваша начальница входит к вам в офис, кладет на ваш стол папку, улыбаясь, смотрит на вас и говорит: «Это нужно сделать к завтрашнему утру. О’кей?» Вы колеблетесь, но автоматически отвечаете: «О’кей». — «Спасибо», — отвечает начальница, быстро поворачивается и уходит.