Теперь вместо записи бутлегов Гарика снимают на смартфоны и камеры.
Вот фрагмент того разговора:
– Игорь, как ты отреагировал на появление этого альбома?
– Этот альбом-подкидыш, или «пиратский» диск, как это еще называется, вызвал во мне такое чувство, как будто у меня что-то украли. Не деньги и не какую-то вещь, а что-то дорогое сердцу, родное. Я сразу вспомнил о многочисленных предложениях, проектах, обещаниях руководства фирмы «Мелодия» записать и выпустить диск с нашими песнями. Без ложной скромности скажу: надоело стыдливо опускать глаза, когда после только что прослушанного концерта восторженные зарубежные продюсеры спрашивают: «В каком магазине можно купить ваши пластинки?» Советские поклонники давно уже запаслись записями с наших многочисленных, к счастью, концертов. Они-то знают: на «Мелодию» надейся, да сам не плошай! Если она раньше двигалась черепашьими шагами, то теперь ее темпы можно назвать большими черепашьими. О том, что выйдет этот «странный» диск, я абсолютно ничего не знал.
– Как же так? Неужели фирма «Мелодия» не поставила в известность группу, авторов пластинки, исполнителей?
– Дело все в том, что наша фирма «Мелодия» располагает монополией на производство звуковых изданий в СССР и, как мне любезно объяснили в юридическом отделе ВААП, не обязана согласовывать с автором издание его музыкальных произведений. То есть самое дорогое, что есть у музыкантов, может быть просто украдено. Мало того – эти записанные на низком профессиональном уровне концертные номера сводились в студии без участия звукоинженера группы и ее участников. В результате многие важные инструментальные и вокальные партии вообще исчезли! Запись стала мало походить на действительное звучание «Бригады С». На пленках в студиях звукозаписи и то все звучит гораздо лучше…
Сейчас гнев Сукачева был бы понятен и объясним. Соблюдение, вернее нарушение, авторских прав в российском музыкальном сообществе – болезненная тема. А тогда его «обидка» была несколько нарочитой. Любые вышедшие «из подполья» советские рокеры в 80-х еще считали удачей издаться на официальной «Мелодии», располагавшей собственными магазинами и широчайшей дистрибьюторской (как нынче бы выразились) сетью. О том, чтобы за это еще и «авторские» получить, вчерашние «нелегалы» думали в последнюю очередь. Для «Бригады С», как ни смешно, тот «бутлег» стал… первой пластинкой в дискографии. Именно после ее выхода группу наконец узнала и «широкая общественность», та, что не посещала рок-фестивали и обитала вдали от мегаполисов. Примерно тогда же родилась крылатая фраза: «Если б Маяковский вдруг воскрес – он полюбил бы «Бригаду С».
Кстати, много лет спустя я поинтересовался у Гарика: если бы руководители «Мелодии» тогда с ним посоветовались, какую группу записать на другой стороне пластинки, кого бы он назвал? Сукачев ухмыльнулся и задумался: «Неожиданный вопрос. Сейчас попробую неожиданно ответить. Учитывая мой характер, который с годами становится всё более скверным, я предполагаю, что сказал бы так: «Наутилус Помпилиус» – это, конечно, круто. Но лучше, чтобы на второй стороне была московская группа. Потому что я – из Москвы».