×
Traktatov.net » Берия, последний рыцарь Сталина » Читать онлайн
Страница 22 из 388 Настройки

«Секретарем Кавказского бюро РКП(б) в Баку был старый подпольщик Виктор Нанейшвили, опытный конспиратор… Подпольное бюро находилось в захваченном мусаватистами Баку, на Телефонной улице, около немецкой церкви – кирхи. Помещение сняли на имя Мирзы Давуда Гусейнова, преданного партии товарища. Нанейшвили появлялся там редко… Адрес знали немногие. Дежурили на Телефонной улице по очереди, необходимую информацию передавали Нанейшвили поздно вечером, после дежурства.

Однажды в бюро пришли молодые члены партийной ячейки Технического училища Вася Егоров и Гриша Канер. Они привели с собой еще одного студента – невзрачного такого, прыщавого. Неизвестный назвался Лаврентием Берия и сказал, что ему нужно увидеться с товарищем Нанейшвили…

Прошло несколько дней, Саркисов спросил Нанейшвили:

– Зачем приходил тот человек?

– Он работает в мусаватистской охранке и просит принять его в нашу партию. Обещает давать ценную информацию.

– Но ведь у нас уже есть свои люди в мусаватистской контрразведке – Мусеви и Ашум Алиев. Мы их туда специально послали. Зачем нам этот самозванец?

Опасения юного Саркисова вскоре же нашли косвенное подтверждение: Мусеви и Алиева убили в ресторане, за обедом, двумя выстрелами в упор».

А. Антонов-Овсеенко. «Берия»

Ну, дорогие мои, ну как же можно, прочитав хоть одну книгу о подпольщиках или разведчиках, верить этой галиматье! Хорошо «подпольное бюро», члены которого водят на конспиративную квартиру кого попало, а «юный Саркисов» (стало быть, и прочие юные и не очень юные ее члены) знает имена большевистских агентов, засланных во вражескую контрразведку! Да тут никакого лазутчика Берии не нужно, удивительно, что этих агентов раньше не шлепнули – с такой-то конспирацией…

Позднее из этой истории раздули форменный триллер: как Берия, используя связи и интригуя на каждом шагу, тщательно уничтожал улики – «доказательства» своей работы в контрразведке, как исчезали люди, хотя бы косвенно причастные к той жгучей тайне… На самом деле все это, конечно, чушь собачья, ибо никакой тайны тут нет, сей факт был прекрасно известен еще в 20-е годы, Берия, ничуть не скрываясь, самолично отразил его в автобиографии!..

Короче, осенью 1919 года он начинает работать в мусаватистской контрразведке, вместе с большевиком М. Ф. Мусеви. Ясно, что разведчиком в стане врага был вовсе не двадцатилетний Берия, а именно Мусеви, Берия же ему помогал. Скорее всего, был связным. Из чего следует два вывода: во-первых, после падения Коммуны он в легальной деятельности большевиков не участвовал – иначе был бы, так сказать, «засвечен» и для конспиративной работы уже не годился. Во-вторых, он к тому времени уже имел опыт нелегальной работы – абы кого в самое логово врага не пошлют, а, кроме того, едва ли Мусеви взял бы на столь опасное дело неопытного и непроверенного соратника…

Но в марте 1920 года Мусеви был убит, и Лаврентий ушел из контрразведки. А что ему было там делать, без руководителя-то?

И этот «хвост» тянулся за ним многие годы – несмотря на то, «жгучая тайна» была секретом Полишинеля! Даже спустя семь лет, в 1926 году, И. П. Павлуновский, назначенный председателем Закавказского ГПУ, в письме Сталину писал: «Перед отъездом в Тифлис меня вызвал к себе Пред. ОГПУ т. Дзержинский… и сообщил мне, что один из моих помощников по Закавказью т. Берия при мусаватистах работал в мусаватской контрразведке. Пусть это обстоятельство меня ни в какой мере не смущает и не настораживает против т. Берия, так как т. Берия работал в контрразведке с ведома ответственных тт. закавказцев и что об этом знает он, Дзержинский, и т. Серго Орджоникидзе». Все знали, что Берия служил в контрразведке противника, причем с ведома самых что ни на есть «ответственных товарищей»! Так где же здесь предательство, где сокрытие доказательств? Если уж сам Железный Феликс был в курсе и ничего против не имел… Так нет же: после смерти Берии Хрущев и его идеологи зловонно вдохнули в сплетни о двуличии Лаврентия новую жизнь, и они, сплетни эти, благополучнейшим образом просуществовали до наших дней. Как, впрочем, и аналогичные россказни о том, что Сталин-де был осведомителем царской охранки… М-да. Недаром Эркюль Пуаро сравнивал сплетни с Лернейской гидрой, у которой на месте одной отрубленной головы вырастают две новые. Сколько слухи не развеивай, с каждым новым поколением историков они вновь вылезают на печатные страницы, как наиновейшая и правдивейшая информация.