×
Traktatov.net » Шхуна «Колумб» » Читать онлайн
Страница 4 из 204 Настройки

Бой длился еще полчаса. Писатель ловко подавал ленту. Принес воды и охладил пулемет. За эти полчаса он так подружился с пулеметчиком, что пришлось долго уговаривать Николая Петровича уйти с поля боя. Было уже за полночь, а он все еще переползал из окопа в окоп, знакомясь с бойцами.

На рассвете за ним заехала машина редакции.

Машина продвигалась вместе с колонной полка, отходившего на новые позиции. Фашисты разведали о движении колонны. Налетели тяжелые бомбардировщики. Две бомбы упали вблизи группы, с которой был писатель. А когда дым и пыль рассеялись, бойцы увидели Николая Трублаини, лежавшего ничком шагах в пяти от машины.

Он упал на пыльную зелень совхозного баштана, на поле, исковерканное разрывами вражеских снарядов, и уже не мог встать со своей родной, любимой земли. А когда подошли бойцы, чтобы оказать ему помощь, он тихо и виновато усмехнулся и, помолчав, сказал:

— Вы не беспокойтесь, делайте свое, — и посмотрел туда, откуда наступали гитлеровские орды.

Ранение оказалось смертельным, и на другой день Николая Петровича не стало.

Трублаини умер смертью воина, отдав свою жизнь за советскую Родину.

* * *

Год 1907 — год рождения Николая Трублаини. Год 1941 — год его смерти. Как мало он прожил!

Год 1931 — дата выхода в свет его первой книги «Человек спешит на Север». Год 1941 — дата выхода в свет его последней книжки «Жизнь за Родину». Как немного пришлось ему творчески поработать!

Но как много сделал он!

За десять лет творческого труда — свыше тридцати книг объемом более двухсот печатных листов.

Как много он мог еще сделать, этот человек необычайной моральной чистоты, высокого мужества, чудесный друг и воспитатель нашей молодежи, писатель, чья жизнь и деятельность навсегда будут образцом для советского человека.


Ярослав Гримайло

Часть первая

Глава I

НЕЗНАКОМКА С ЗОНТИКОМ

Марко задержался на маяке и теперь жалел об этом. Юноша спешил как только мог. Черные тучи обложили небо; большие волны прибоя с ритмичным шумом катились на берег; в воздухе царило то особенное спокойствие, по которому люди узнают о приближении грозы. Вот-вот нарушат его порывы ветра и на землю упадут первые тяжелые капли — предвестники летнего ливня.

До Соколиного оставалось километра полтора. Едва заметная в траве тропинка начиналась у моря и вела через луга прямо к рыбацкому выселку.

Марко, юнга со шхуны «Колумб», ходил сегодня домой, на маяк, где его отец работал смотрителем. Утром шхуна пришла в бухту Лебединого острова за рыбой, которую она доставляла в ближайший порт, на консервный завод. Оказалось, что у рыбаков Соколиного выселка лов накануне прошел неудачно: рыбы было очень мало. Шкипер решил задержаться в бухте на сутки, прочистить мотор, а потом, забрав двухдневный улов, выйти в порт. Воспользовавшись неожиданной остановкой на своем острове, юнга отпросился у шкипера на несколько часов домой, на маяк. Гостил он недолго. Заметив, что на небе собираются дождевые тучи, он заспешил на судно. И все же дома его задержали: специально для него приготовили вкусный обед и пирожки с мясом. Он и теперь нес с собой тяжелую корзинку пирожков, переданных матерью для команды «Колумба».