Подобные действия затрудняют выработку условных рефлексов на соответствующую команду, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами). Как известно, при посторонних звуковых раздражителях собака отвлекается (ориентировочная реакция), что тормозит выполнение различных команд.
Дрессировщик, приписывающий собаке способность осознанно понимать значение слов команды, начинает неправильно пользоваться командами как определенными условными раздражителями. Например, побудив собаку по команде «Апорт!» взять апортировочный предмет, он, взяв этот предмет из пасти собаки, использует не одну команду «Дай!», а говорит: «Дай апорт!». По существу, происходит нарушение основного принципа выработки условного рефлекса. У собаки на команду «Апорт!» воспитывается условный рефлекс схватывания предмета. Эта команда означает для собаки необходимость держать в пасти апортировочный предмет. Команда «Дай!» является условным раздражителем для того, чтобы собака отдала предмет дрессировщику. Следовательно, одновременное использование команд «Дай!» и «Дай апорт!» будет воспринято как одновременное выполнение двух взаимно исключающих действий «отдать» и «взять». Такое неправильное сочетание двух названных команд затрудняет отработку необходимого навыка у собаки и может произойти срыв нервной деятельности.
2. Возможна и другая ошибка. Допустим, что во время выгуливания без поводка собака отвлеклась на посторонний раздражитель (кошка, птица, другая собака и т. д.) и не подходит к дрессировщику по команде «ко мне», а только после нескольких повторных команд. Если наказать собаку (в момент подхода к дрессировщику), будет нарушен основной принцип выработки условного рефлекса на команду «Ко мне!», который основан на пищевом рефлексе и получении лакомства при подходе к дрессировщику. Наказание собаки при подходе к дрессировщику вызовет у нее оборонительный рефлекс, и в дальнейшем животное будет бояться подходить к нему. Кроме того, собака будет бояться поводка в руках дрессировщика. Это также затормозит ее подход к нему.
Нужно помнить, что наказывать собаку (как это понимает человек) совершенно недопустимо. В дрессировке используется не наказание, а «запрещение».
Недооценка «способностей» (высшей нервной деятельности) собаки — обычно результат незнания типа высшей нервной деятельности и преобладающих реакций животного. Из-за этого игнорируется индивидуальный подход к собаке при дрессировке, не учитывается наибольшая пригодность собаки к определенному виду службы, применяется шаблонный подход к животным в процессе дрессировки. Одни и те же методы дрессировки неприемлемы для собак различного типа высшей нервной деятельности (возбудимых, спокойных, злобных, трусливых, с преобладанием пищевой реакции и без нее). Без индивидуального подхода к животным в процессе дрессировки трудно добиться эффекта в работе, можно испортить собаку.
Главным условием выработки условного рефлекса является последовательное сочетание условного и безусловного раздражителей. При этом условный раздражитель (команда) должен предшествовать безусловному раздражителю или проявляться одновременно с ним.