Следующие регионы, на которые стоит обратить внимание, — области непосредственно вокруг Китая, например страны около Восточно- и Южно-Китайского морей, и другие его соседи: Индия, Россия, Южная Корея, Северная Корея, Япония, Афганистан, Пакистан и т. д. С учетом культуры Китая и того, что руководство страны считает благом для нее, я думаю, что Китай будет стараться влиять на эти страны через обмен различными преференциями, но не попытается контролировать их военным путем.
И хотя самые важные конфликты на момент написания этой книги разворачивались между США и Китаем, в этой классической драме баланса сил и «дилеммы узника» есть и другие заслуживающие внимания игроки. Имеет смысл наблюдать за действиями союзников и друзей Китая и США. Как уже обсуждалось выше, их состав постепенно меняется: Китай обретает союзников, а США теряют. США, активно нарастившие долги и не желающие вступать в смертельную схватку за интересы других, оказались в положении, при котором пытаются «привлечь кошку, не имея для нее лакомства». В прошлом США достаточно было намекнуть другим странам на свои желания. Теперь же каждый идет своим путем.
В конце концов, то, какая страна выиграет и получит максимум богатства и силы, больше всего зависит от ее внутренних возможностей, и именно поэтому я отслеживаю все соответствующие факторы в своих индексах, так же как при оценке военной мощи. Как отлично знают китайцы (и хорошо бы, чтобы это помнили и остальные),
Всем этим я хочу сказать, что ожидаю усиления торгово-экономических, технологических, войн капиталов и геополитических войн по мере того, как Китай становится все более конкурентоспособным и превращается в глобального игрока в этих областях. Как объяснял Грэм Аллисон в своей великолепной книге Destined for War[106], в прошедшие 500 лет, когда две почти равные силы сталкивались с неразрешимыми противоречиями, в 12 из 16 случаев возникали традиционные войны, а рост мощи так или иначе был связан с крупными войнами в 80–90% случаев[107].
В моем представлении эти исторические факты балансируются логикой гарантированного взаимного уничтожения, уменьшающего шансы войны. В заключение я бы сказал, что вероятность большой войны в следующие 10 лет — плюс-минус 35%, но это очень приблизительная оценка. В любом случае это опасный и очень высокий риск.
На протяжении всей истории засухи, наводнения, пандемии и другие серьезные природные и биологические бедствия причинили людям больше вреда, чем сами они друг другу. Они убивали миллионы людей, нарушали развитие экономики и способствовали падению многих империй и династий. На графике ниже приведены некоторые из самых значительных явлений.
Все мы представляем себе, что такое климатические изменения, но никто точно не знает, сколько смертей и разрушений они принесут.
Если верить прогнозам экспертов, можно ожидать, что эти проблемы усилятся в предстоящие годы. Хотя я и не эксперт в данной области, я могу показать вам кое-какую интересную статистику и поделиться своими знаниями.