Изучая данные только за прошедшие 100 лет, мы могли бы прийти к выводу, что получим приемлемые результаты, экстраполируя прошлое на будущее. Например, если просто экстраполировать события за последние 100 лет на настоящее, вполне разумно ожидать, что в следующие 10 лет население мира станет примерно на 10–15% больше, чем сейчас, объем производства на душу населения — примерно на 20% выше, доходы на душу населения — на 30% выше, а средняя ожидаемая продолжительность жизни — выше примерно на 7,5%. Можно также предположить, что в следующие 20 лет они составят 25–30, 45, 70 и около 15% соответственно, но неизвестно, как и за счет чего это произойдет.
Этот простой и не особенно вдумчивый анализ рисует вероятную картину близкого будущего — а возможно, и более отдаленного. Картина легко может стать более детальной, если мы изучим одну и ту же статистику для каждой страны и каждой подгруппы внутри нее. Обработка всей этой информации довольно сложна для человеческого разума, но дело значительно упрощается, когда на помощь приходит компьютер.
Однако можно легко заметить, что картины, нарисованной на основе простой экстраполяции, явно недостаточно. Например, начиная с 1750 г. казалось вполне разумным считать вневременной и универсальной истиной, что система, основанная на монархии и власти дворян-землевладельцев, контролирующих крестьян с помощью армии, сохранится и в будущем, сельскохозяйственная земля останется основным активом, приносящим много денег, доход на душу населения будет расти примерно на 0,5% в год, а ожидаемая продолжительность жизни будет устойчивой на уровне около 30 лет. Так было всегда в прежние времена. Сложно было представить капитализм и демократию в их нынешнем виде или предположить, что в мире появится такая страна, как США, и станет ведущей мировой силой.
Большие повороты случаются, когда немногие, но важные вещи приводят к сдвигу и меняют скорость эволюции. Сдвиги парадигмы в начале XIX в. возникли из-за слияния сразу нескольких факторов: появления современных финансовых инструментов, машин, способных выполнять работу за людей, развития более инклюзивного общества, позволяющего каждому быть изобретательным и продуктивным, более частого использования книг и библиотек, позволявшего шире распространять знания, а также применения научного метода. Ничто из этого нельзя было предвидеть, люди это замечали, понимали и адаптировались. Вот почему
За 50 с лишним лет инвестиционной деятельности я неоднократно сталкивался с устоявшимися убеждениями людей, основанными на анализе прошлого и выглядевшими логичными в свое время, но оказавшимися неверными (самый свежий пример — убежденность в том, что процентные ставки по облигациям не могут стать отрицательными). Величайшим из недавних разрушителей устоявшихся убеждений стала цифровая революция. Благодаря опыту и наблюдениям я узнал, что