Приговором Петроградского районного суда Ленинграда от 13 мая 1983 г. Середюк за развратные действия в отношении несовершеннолетней был осужден к максимальной мере наказания, предусмотренной санкцией ст. 120 УК РСФСР, — трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
Душевно болен и очень опасен
Александр Иванов (1952 г. р.) был привлечен правоохранительными органами Мурманска к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 147 УК РСФСР, санкция которой за завладение личным имуществом граждан путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) предусматривала наказание в виде лишения свободы до четырех лет с конфискацией имущества или без таковой. 8 октября 1980 г. обвиняемого Иванова поместили в больницу № 5 Ленинграда для проведения судебно-психиатрической экспертизы. 31 марта 1981 г. Иванов, являясь инициатором побега из больницы, с другими испытуемыми нанесли побои охране, отобрали у них ключи и покинули помещение стационара. Однако вскоре Иванов был задержан и помещен в «Кресты». Находясь в следственном изоляторе, Иванов принял участие в новом побеге. 1 июля 1981 г. группа следственно арестованных в составе Иванова, Бекова, Янукевича, Нисанова и Ананьева напали на работников следственного изолятора. Заранее изготовленными удавками из полотенец и простыней они стали душить охранявших их контролеров. Подавив сопротивление, подельники сняли с них форменную одежду и забрали пистолет. В дальнейшие планы преступников входил захват автотранспорта с целью выезда из следственного изолятора. В гараж «Крестов» они явились одетыми в форму служащих внутренних войск. Введя в заблуждение начальника гаража, беглецы сели в автомашины ЗИЛ-130 и ГАЗ-24 и поехали к воротам «Крестов». Грузовиком они выбили ворота и попытались скрыться, что им не удалось сделать.
В ходе расследования уголовного дела Иванову была назначена стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. Комиссией врачей-психиатров Иванов признан невменяемым. Определением Калининского районного суда Ленинграда от 26 декабря 1984 г. Иванов был освобожден от уголовной ответственности за побег, хищение огнестрельного оружия, угон автотранспорта и вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. К нему были применены принудительные меры медицинского характера — помещение в психиатрическую больницу специального типа МВД СССР.
Таким образом, Александра Иванова можно с уверенностью назвать «лидером» по числу побегов, совершенных следственно арестованными, заключенными под стражу и помещенными в тюремные больницы для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
В соответствии с УК РСФСР (ст. 58, 60) в качестве принудительных мер медицинского характера применялось помещение в психиатрическую больницу общего или специального типа лиц, совершивших общественно опасные действия в состоянии невменяемости. В больнице общего типа эти лица содержались в тех же условиях, что и обычные больные. В больницах специального типа за душевно-больными устанавливался усиленный контроль, с тем, чтобы исключить возможность совершения ими нового общественно опасного деяния. Однако, как свидетельствует практика Ленинградского городского суда за 1980–1990 гг., подобные случаи бывали.