×
Traktatov.net » Побеги из тюрем и колоний России » Читать онлайн
Страница 22 из 89 Настройки

После Октябрьской революции первым нормативным актом, определившим систему исправительных учреждений ГСФСГ и порядок отбывания лишения свободы, явилось постановление Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового (временная инструкция)», предусматривающее пять видов мест лишения свободы: 1) общие места заключения (тюрьма); 2) реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников; 3) исправительные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послабления режима или для досрочного освобождения; 4) карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами; 5) тюремные больницы[51].

6 января 1918 г. НКЮ принял постановление об учреждении тюремной коллегии «для заведования всеми отраслями тюремного быта и выработки основных начал реформы тюремных учреждений[52].

До мая 1918 г. продолжало действовать Главное управление местами заключения.

Полномочия губернских тюремных инспекций передавались местным карательным отделам, входившим в состав губернских комиссариатов юстиции.

Для «классовых врагов» создавались специальные учреждения — лагеря принудительных работ Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), а также изоляторы специального назначения.

В 1919 г. общее число преступлений, совершенных в РСФСР, составило 99,5 тыс., их раскрываемость составила 51 %, в 1920 г. было зарегистрировано 322,8 тыс. преступлений (раскрыто 57 %)[53].

Общим руководством всей системы лагерей занимался специальный отдел НКВД РСФСР.

В 1919 г. в РСФСР функционировал 21 лагерь с числом заключенных 16 тыс. чел. К маю 1921 г. число концентрационных лагерей достигло 128, а число заключенных — порядка 100 тыс. чел.[54]

Следует отметить, что в первые годы советской власти органы ЧК также активно участвовали в организации пенитенциарной системы.

В 1922 г. советское правительство передало в распоряжение ГПУ (бывшая ЧК) Соловецкие острова вместе с монастырем для размещения там заключенных. Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН) действовали с 1923 по 1939 г.

Заключенные не только отбывали наказания на Соловках, но и вывозились для строительства Беломоро-Балтийского канала.

Общая численность заключенных, по мнению исследователей, в 1923 г. составляла 4 тыс. чел., в 1927 г. — 20 тыс. чел., а уже к началу 30-х гг. XX в. — 650 тыс. чел. (вместе с отделениями на материках)[55].

Систему исправительно-трудовых учреждений по Исправительно-трудовому кодексу РСФСР (ИТК РСФСР) 1924 г. составляли:

1. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительно-трудового характера: а) дома заключения, в которых содержались лица, состоящие под следствием, осужденные к лишению свободы, приговор в отношении которых не вступил в законную силу, а также лишение свободы на срок до шести месяцев; б) исправительно-трудовые дома для содержания лиц, приговоренных к лишению свободы на срок свыше шести месяцев; в) трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные); г) изоляторы специального назначения, где содержались приговоренные к лишению свободы со строгой изоляцией лица, не принадлежащие к классу трудящихся и совершившие преступления в силу классовых привычек, взглядов или интересов, а равно лица, хотя и принадлежащие к трудящимся, но признанные особо опасными для Республики или переводимые в порядке дисциплинарного взыскания; д) переходные исправительно-трудовые дома.