— Туда.
— Но…
— Не задавай неудобных вопросов и не услышишь лжи. — расплылся в улыбке Андрей. — Прямо и честно я могу тебе сказать только одно — у меня очень большие цели. И Трапезунд мне нужен как верный и надежный союзник, но никак не как владения. У меня нет ни желания, ни времени гонять местных врагов и сидеть тут. Но я могу помогать. И меня вполне устраивает то, что на престоле Трапезунда окажешься ты.
— И что взамен?
— Ничего сверх того, что ты сможешь сделать. Мне нужен союз и твое доброе отношение. Я хочу использовать Трапезунд использовать как операционную базу. Сюда удобнее всего привозить припасы. И отсюда удобно их перебрасывать в армию.
— А если придут османы? Без тебя и твоего легиона я не удержу город.
— Пока не удержишь. Уверен, что твои армянские друзья уже озаботились этом вопросом. К тому же, если ты будешь верен своим обязательствам, то османам вскоре окажется не до тебя.
С этими словами Андрей достал тельный крест и поцеловал его.
— Тебе легко говорить… — буркнул Андроник.
— Мой легион — это полевая армия. Если бы я собирался просто занять Трапезунд и сидеть здесь сиднем, то не озаботился бы обозом и договоренностями с персами. Ради чего? Оборонять эти земли можно пехотой и не сильно при этом напрягаясь.
— Это могут быть просто слова.
— Ты знаешь, что я подарил персам их трон, захваченный османами, и реликвии Пророка?
— Разумеется.
— Безвозмездно. Ибо сколько бы я не запросил за эти вещи, любая сумма станет унизительно маленькой. Ибо эти вещи — суть их чести и веры. В качестве ответного жеста Шахиншах пообещал прислать мне своих лучших коней для османского похода. Думаешь, он посмеет обмануть?
— Вряд ли… — после долгой паузы ответил Андроник. — В таких вещах не обманывают.
— Вот и я также думают. Посему я прибыл сюда без коней. Но вчера из Азака вернулись корабли и началась разгрузка моего обоза. Согласись, довольно глупо везти повозки и прочее, не имея коней.
— Их уже разгружают?
— Да. Желаешь взглянуть?
— Конечно…
Не желая спровоцировать ненужные подозрения Андрей выступил незамедлительно. Прямо в порт, где потихоньку разгружались подошедшие корабли. В галерах и несколько союзных трапезундских торговых судах привезли габаритные повозки. Ушкуи же несли «на своих горбах» специальное походное продовольствие[1] и прочие полезные хозяйственно-бытовые вещи, без которых никакая армия попросту невозможна. Исключая, пожалуй, порох и специальные боеприпасы. Их перевозили на галерах… от воды подальше…
Походное снаряжение все это время с августа 1557 года продолжало совершенствоваться. Причем под самым пристальным вниманием и участием Андрея. Например, удалось серьезно улучшить колеса. Посему все… вообще все колесные «девайсы» в обозе имели кованные железные полуоси. И стандартные колеса со сборной ступицей. Каждая деревянная основа которой имела установленный внутрь кованый стакан с заглушкой и помещенные внутрь цилиндрические подшипники скольжения. А также хороший березовый деготь в качестве смазки.
Крепко. Надежно. И дорого.
Казалось бы, мелочь. Зачем с ней так заморачиваться?