- Можете тратить на себя, только в пределах разумного. Не для отдыха вас туда посылаю.
- А сейчас нужно тысяч десять.
Я написал расписку:
- Передашь это Салтыкову, он даст денег. Что еще?
- Мы посовещались, когда я был в Лондоне, решили откладывать твою долю. Вот счет. Он конфиденциальный. В Шотландском национальном. Когда я уезжал, там было девяносто тысяч рублей, золотом.
- Это хорошо, деньги мне скоро пригодятся. Теперь мне надо к Кулибину.
- Я с тобой.
- Я не против.
Одев теплый сюртук, подбитый мехом калана изнутри и на вороте, шикарный наряд скажу я вам, пошел разыскивать своего гофмаршала.
Правда он сам нашелся, и приказав закладывать сани, я стал ожидать Строганова и Аракчеева. Сам в это время гадал как дела у Новосильцева, того я чуть ли не силой заставил остаться в киевской губернии, в районе кривого рога. Так как знаю примерное место, где располагались шахты по добыче угля. А его нам понадобится в ближайшее время очень много. Еще на него я возложил разведку в районе новообразованной курской губернии, как помню из студенческого курса, курская магнитная аномалия, крупнейшее месторождение, из разрабатываемых. А железа нам тоже нужно очень много. Нужно и пушки, и ружья, и рельсы с паровозами. Еже нужны броненосцы, паровые. Самое главное чтоб еще Кулибин не подвел. Вроде в письме сообщал, что что-то они там произвели. Сейчас съездим и проверим, что они там наворотили.
В академии Кулибина не оказалось, но он передал что будет на мануфактурах в районе северных верфей.
Сами фактории представляли жалкое зрелище, я то надеялся увидеть что то более значимое. А так одноэтажные здания, правда из красного кирпича, с маленькими окнами, и рабочие, больше напоминавшие крестьян. Хотя они и были вчерашними крестьянами.
Иван Петрович встретил нас в основном цеху, из труб которого валил черный дым, знак того, что здесь сжигали уголь. Ожидания меня не обманули, дым производили сразу три котельные, которые нагревали пять котлов.
- Все механизмы работают. И все разной мощности и размера. Как вы и приказывали, ваше высочество, - показывал Кулибин.
- Как регулируется скорость?
- С помощью моей задумки, как вы ее обозвали в прошлую нашу встречу, передаточный механизм, - вообще то я его называл коробкой переключения передач, но поправлять нашего гения я не стал, к тому же было видно, что ему приятно, справился с заданием, так еще и его изобретение работает.
- А как используете?
- Пока используем только две машины, одна раздувает меха, другая работает на насос.
- Еще навесить оборудование можно?
Не сразу поняв сказанного, Кулибин обдумывал мои слова минуты две.
- Мощность избыточная, можно еще для чего полезного использовать.
- Это хорошо. А что вообще здесь производите?
- Здесь то? Чугун льем, из Швеции привозят железо, а мы туточки льем.
- Хм. Пойдемте к вам в кабинет.
Кабинет у Ивана Петровича был такой же маленький, каким убогим было и местное производство. Правда в кабинете было тепло, и я снял сюртук.
- ваше высочество, у вас новая шпага? - это замечание академика улучшило мне настроение, ну хоть кто то заметил.